В современном образовании существует целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.
Низкая активность учащихся в процессе обучения.Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности.
Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
Объяснительно-иллюстративный характер обучения
. При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию.
Отсутствие творчества
, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.
Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях.
Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности.
Низкая управляемость процесса и результата обучения
. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог.
В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.
Неизбежность ориентировки на середняка
. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
Современная жизнь являет и множество других проблем. Например:
- физическая акселерация и её связь со зрелостью психологической и социальной, общим отношением к учебе;
- включение учащихся в большое количество социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения разнообразной информации;
- разобщенность образования и производства, проблемы профориентации;
- необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;
- проблемы преподавательских кадров;
- психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;
Подобные статьи:
Социально – демократический портрет молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи отно ...
Толерантность в России.Природа толерантности.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (Юнеско,1995 г.), толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества,проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными,обеспечени ...
Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную, с помощью средств малой механизации, с использованием компьютерной техники. Основные этапы обработки первичной информации следующие.
Первый этап. Разрабатываются л ...
|