В современном образовании существует целый ряд нерешенных либо недостаточно решенных проблем.
Низкая активность учащихся в процессе обучения.Иными словами: недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности.
Задача её организации много сложнее, чем простая передача знаний. Мало того, что преподаватель работает, не менее продуктивно должны работать и ученики. Добиваться нужно не эпизодической активности учения на некоторых занятиях и по некоторым предметам, а создание системы обучения, при которой учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
Объяснительно-иллюстративный характер обучения
. При его господстве из работы учащихся фактически выключается их мышление, но преувеличивается роль восприятия и наблюдения. Конечно же, объяснять и иллюстрировать надо, только процесс должен быть подчинен одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов, а не упрощенному их изложению и красочному описанию.
Отсутствие творчества
, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления.
Можно вызубрить материал, а потом сдавать его, повторив заученное слово в слово, но после такого учения ничего не остаётся. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. Ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной деятельности – умение находить нужную информацию для определения производственного задачи, самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях.
Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, предъявляемыми в процессе обучения, и теми, которые нужны в реальности.
Низкая управляемость процесса и результата обучения
. При традиционном обучении контролю подвергается лишь некоторый конечный результат, но не сам ход учебной деятельности. Процесс приобретения и наращивания знаний практически неуправляем, оценивается лишь его итог.
В этой связи особые процессы ставит перед педагогом и школьником оценка знаний. Она имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью учителя, так и учащихся. Оценка должна служить цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего воспитания учащихся. Ей необходимы объективность, гласность, но и отсутствие формализма, дифференцированный подход к каждой личности и учебной ситуации.
Неизбежность ориентировки на середняка
. При этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. Всеобщая образованность ставит вопрос о необходимости индивидуализации обучения, учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дифференциации знаний, оценок, а самое главное – программ. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
Современная жизнь являет и множество других проблем. Например:
- физическая акселерация и её связь со зрелостью психологической и социальной, общим отношением к учебе;
- включение учащихся в большое количество социальных общностей, а также необычайно широкие возможности для получения разнообразной информации;
- разобщенность образования и производства, проблемы профориентации;
- необходимость коренного совершенствования и постепенной активизации воспитательной работы, её гибкость и соответствие современным условиям и задачам;
- проблемы преподавательских кадров;
- психологическое обеспечение и особенно мотивационное обеспечение учебной деятельности;
Подобные статьи:
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления п ...
Новое время (XV—XVII века)
Николо Макиавелли (1469—1527 гг.). Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение "Государь" как бы продол ...
Закон о городе Кошице
Депутаты Национального совета Словацкой республики сознавая положение города Кошице, приняли в 1990 году Закон 401/1990 Сб. о городе Кошице. Этот для города очень важный закон прошел обновлениями 130/1991 Сб., 295/1992 Сб., 109/1993 Сб.
...
|