Общество как объект изучения мегасоциологии
Статьи по социологии » Социология как наука » Общество как объект изучения мегасоциологии

Социологические теории разделяются по уровню обобщения на общую теорию, теории среднего уровня и теории микроуровня. Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? Изменяется ли оно? Каковы источники изменений? Кто определяет эти изменения? Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

Проблемный блок включает в себе комплекс вопросов об устройстве общества, его компонентах, о факторах, обеспечивающих его целостность, о процессах, происходящих в нем. Они находят свое отражение в многочисленных версиях ученых в теориях, социально-демографического и социально-классового устройства общества, социальной стратификации, этнической структуры и др. Проблема изменений в обществе подразумевает два вопроса: Развивается ли общество? Обратимо или необратимо его развитие? Ответ на них делит существующие общесоциологические концепции на две группы: теории развития и теории исторического круговорота. Первые разрабатывались просветителями Нового времени, теоретиками позитивизма, марксизма и другими, доказывавшими необратимость развития общества. Вторые пронизаны идеей цикличности, т.е. движения общества в целом или его подсистем по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими циклами возрождения и упадка.

Следующий проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т.е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет концепции на две группы: теории прогресса и теории регресса. К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым – ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма.

С проблемой соотношения значимости личности и роли социальных общностей в процессе социального изменения связаны те теории, которые либо отдают предпочтение общностям как основной движущей силе, либо выделяют приоритет личности перед любыми общностями. Проблематика типа и модели развития общества раскрывается в теориях их абсолютизации и синтезирования. В мегасоциологии по вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили два подхода: формационный и цивилизационный. По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций.


Подобные статьи:

Дескриптивная социология Платона. Изменение и покой
Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них. Платоновская социология представляет собой своеобразную смесь теоретических спекуляций с острым видением фактов. Ее спекулятив ...

Равная ценность мужа и жены пред Богом
"Самая большая ценность в мире – это человеческая душа. Господь так высоко ценит душу человека, что отдал Свою жизнь для того, чтобы каждый имел возможность вечного пребывания в гармоничном общении со своим Творцом" [3,С.242]. & ...

Социально-экономические и социально-педагогические междисциплинарные технологии социальной работы. Социально- экономическая поддержка населения в современных условиях
Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто ра ...