Перечень современных непризнанных государств в научных публикациях довольно велик. Кроме перечисленных пяти, в него входят Китайская Республика на Тайване и Турецкая Республика Северного Кипра. Часто к этой когорте "семи непризнанных" добавляют Республику Сомалиленд, Тамил Илам (на Цейлоне), а в последнее время - Исламское Государство Вазиристан, независимость которого была провозглашена в феврале 2006 г. боевиками-пуштунами (сторонниками Талибана) на территории северо-западного Пакистана. Изредка в этом же контексте упоминаются Южный Судан, Кашмир, Западная Сахара, Палестина, Курдистан и некоторые другие территории (например, экзотический Силенд).
Целью нашего исследования мы ставим анализ проблем признания таких государственных образований вообще и обрисовку перспектив решения этих проблем на примере конкретных государств в мировой практике. Для достижения поставленных целей в первую очередь нам представляется необходимым решить целый ряд задач по раскрытию понятийного аппарата и принципов международного права, касающихся данной проблемы. Далее мы планируем разобраться в недавних Косовских событиях и проанализировать подоплеку поведения основных субъектов мировой политики, влияющих на этот вопрос. После этого мы сделаем вывод о перспективах решения проблемы непризнанных государств. При этом мы постараемся сохранять объективность по отношению к анализируемому вопросу.
Итак, непризнанные государства - общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (контроль над территорией, система управления, фактический суверенитет), в то же время лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений. Их не следует путать с самопровозглашенными республиками ( - это образование, которое само себя провозгласило, но не более того). Некоторые авторы считают термин "непризнанное государство" некорректным (они считают, что непризнанное государство - это образование, прошедшее хотя бы и краткий период становления государственности, который завершился ее провалом) и предпочитают термин "государство de facto". Мы же предпочтем пользоваться общепринятой терминологией.
Международно-правовое противоречие между правом наций на самоопределение, зафиксированном в знаменитом решении Генеральной Ассамблеи ООН по деколонизации в 1960 году, и принципом территориальной целостности государств - принципом нерушимости границ, официально признанным всеми европейскими государствами, США и Канадой на совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году, делает вероятным постоянное появление все новых непризнанных образований (особенно в контексте того, что большинство европейских стран в разной степени может столкнуться или уже столкнулась с проблемой этнического сепаратизма) и исключает возможность однозначного правового решения об их признании. Кроме того, становясь объектом интересов ведущих мировых игроков, чьи тактические и стратегические соображения и региональные интересы также влияют на принятие решений о признании того или иного государства (недавний пример - Косово, где столкнулись интересы США, Евросоюза, России, Сербии).
Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Таким образом, от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.
Наибольшие перспективы в плане возможных трансформаций существующего статуса имеет Косово. Речь идет о получении независимости в той или иной форме, поскольку в этом заинтересованы США и Европейской Союз. По всей видимости, Сербия сможет лишь отсрочить подобное решение или выторговать для себя некоторые политические и экономические уступки (интеграцию Сербии в ЕС или раздел территории Косова). С другой стороны, если признание Косова будет квалифицировано как unique case (уникальный случай), это может спровоцировать серьезный прецедент в странах, где есть проблемы этнического сепаратизма.
Подобные статьи:
Причины возникновения религии и ее функции
Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социальные, гносеологические и психологические.
Социальные причины – это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и во ...
Компетенции города в социальной сфере
В процессе реформы общественного управления, реформы социальных услуг, изменением социальной политики государства значительно изменилось положение деревни в системе обеспечивания социальной опеки и основных жизненных потребностей граждан. ...
Методы диагностики социальной среды
Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исслед ...
|