Весь массив системологических понятий можно условно подразделить на три группы.
Понятия, которые описывают строение систем:
Элемент.
Это далее неделимый компонент системы при данном способе расчленения. Говоря об элементе, необходимо подчеркнуть, что любой элемент не поддается описанию вне его функциональных характеристик, той роли, которую он играет в системе как целом. Другими словами, с точки зрения системы не так важно то, каков элемент сам по себе, а важно, что именно он делает, чему служит в рамках целого.
Целостность
. Это понятие несколько более расплывчато, нежели элемент. Оно характеризует обособленность системы, противопоставленность ее окружению, всему, что лежит вне ее. Основу этого противопоставления составляют внутренняя активность самой системы, а также границы, отделяющие ее от других объектов.
Связь
. На это понятие приходится основная смысловая нагрузка терминологического аппарата. Это понятно: системная природа объекта раскрывается прежде всего через его связи, как внутренние, так и внешние. Можно говорить о связях взаимодействия, генетических связях, связях преобразования, связях строения, связях функционирования, связях развития, связях управления и др.
Существует также группа понятий, относящихся к описанию функционирования системы. Сюда относятся: функция, устойчивость, равновесие, обратная связь, управление, самоорганизация. И, наконец, группа понятий, в которых описываются процессы развития системы: генезис, становление, эволюция и др.
Подобные статьи:
Особенности проблем в пожилом возрасте
В России функционирует свыше 2000 учреждений социального обслуживания, 250 тыс. одиноких пожилых людей, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях, многие пенсионеры проходят лечение в лечебно–профил ...
Проблемы современной городской социологии
Город является объектом изучения многих научных дисциплин, потому что в нём сфокусировались все сферы жизнедеятельности человека: в нём человек живёт, работает, реализуется как личность в психологическом, социальном и метафизическом плана ...
Профессионально важные качества социального
педагога
Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность — ...
|