Элементы культуры. Язык, ценности, нормы
Страница 1
Статьи по социологии » Социология как наука » Элементы культуры. Язык, ценности, нормы

1. Язык. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

2. Ценности. Ценности – это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Различают ценности:

1) терминальные;

2) инструментальные.

Таким образом, ценности выступают, во-первых, как желательное, предпочтительное для данного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; во-вторых, как критерий оценки реальных явлений; в-третьих, они определяют смысл целенаправленной деятельности; в-четвертых, регулируют социальные взаимодействия; в-пятых, внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные;

б) общественного признания;

в) межличностного общения;

г) демократические;

3) партикулярные ценности:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм.

3. Нормы. Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила;

2) правила морали;

3) образцы поведения.

Возникновение и функционирование норм и место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

4. Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Учреждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания.

Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между знаниями и убеждениями людей связь устанавливается сложно и неоднозначно. Причины несогласованности знаний и убеждений могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т.д.

5. Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Структура и функции религии
Религия – явление полифункциональное, она выполняет множество функций, затрагивая самые разные стороны общественной жизни. Единого принятого перечня функций религии нет, да и быть не может, поскольку придется перечислять практически все з ...

Анкетирование
Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов ...

Анализ тенденций развития объекта прогноза
На этой стадии прогностического исследования проводится всестороннее изучение исходной информации. Ее достоверность и полнота являются необходимым условием разработки научно обоснованного прогноза. Здесь активно используются все аналитиче ...