Изучение человеческих обществ, социальных групп и жизни отдельных индивидов возможно с точки зрения анализа социальной особенности человеческих сообществ, которая необходима для осуществления всех видов совместной деятельности. При таком подходе предметом социологического исследования будут человеческие знания, умения и навыки, общие нормы взаимопонимания между людьми, которые необходимы для упорядочения человеческих отношений, создания социальных институтов и системы контроля за распределением материальных благ. В данном случае речь идет об изучении человеческой культуры.
Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где обозначал «возделывание земли», «воспитание», «образование». Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: «Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.
Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения, сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни. Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы и всего общества в целом.
Культуру можно разделить на следующие виды:
1) по субъекту – носителю культуры – на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;
2) по функциональной роли – на общую и специальную;
3) по генезису – на народную и элитарную;
4) по видам – на материальную и духовную;
5) по характеру – на религиозную и светскую.
Подобные статьи:
Видовое единство человечества.
Несмотря на неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и даже разные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяет человечество как единый вид.
Видовое единство человечества може ...
Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста
Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проя ...
Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует получе ...
|