- в характере выбора будущей профессии;
- в структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:
- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;
- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;
- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию;
- встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;
- изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;
- увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;
- обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;
- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:
- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;
- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микроуровнях;
- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;
- произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей [29].
Итак, старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60 или 65 лет. Во многих случаях проявления старости нарастают значительно раньше, в других случаях, несмотря на достижение условного порога, такие проявления ничтожны.
Именно поэтому ученые различают понятия календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. Однако в связи с тем, что в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах по-прежнему используется критерий хронологического возраста.
Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:
1) допроизводительный возраст (0-17 лет);
2) производительный возраст (мужчины: 18-64 года, женщины: 18-59 лет);
3) послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет):
а) старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет);
б) глубокая старость (старше 80 лет).
Подобные статьи:
Политическое сознание
Любые политические действия и взаимодействия людей, из которых складываются всевозможные политические процессы, совершаются под влиянием политического сознания.
Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и тео ...
Профессионально важные качества социального
педагога
Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Педагогическая направленность — ...
Количественные методы исследования
Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования (население, предприятия и т.д.). Первичные данные собираются от определенного числа объектов исследования. В ...
|