Старость как социальная проблема. Сущность и содержание проблемы старения населения
Страница 2
Статьи по социологии » Старость как социальная проблема » Старость как социальная проблема. Сущность и содержание проблемы старения населения

- в характере выбора будущей профессии;

- в структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:

- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию;

- встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;

- изменятся пропорции занятости среди женщин и муж­чин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

- увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населе­ния и активного взрослого населения;

- обострится социальный характер проблемы безра­ботицы, и потребуются новые подходы к ее решению;

- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвертых, изменения коснутся функциональных спо­собностей и состояния здоровья пожилых людей, что по­влечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:

- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микроуровнях;

- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

- произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей [29].

Итак, старение является неизбежным элементом раз­вития как отдельных людей, так и всего населения. В раз­витии человека, общества можно выделить периоды моло­дости, зрелости, старости, а также глубокой старости. Гра­ницы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начи­нается всегда и у всех людей в момент достижения опреде­ленного возраста, например, 60 или 65 лет. Во многих случаях проявления старости нарастают зна­чительно раньше, в других случаях, несмотря на достиже­ние условного порога, такие проявления ничтожны.

Именно поэтому ученые различают понятия календар­ного возраста (хронологического, астрономического), опре­деляемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного че­ловека. Однако в связи с тем, что в определении биологи­ческого возраста мы продолжаем наталкиваться на серьез­ные трудности, в демографических трудах по-прежнему использу­ется критерий хронологического возраста.

Среди многих классификационных схем, применяемых для оценки возраста отдельных людей и общества в целом, наиболее пригодной представляется следующая:

1) допроизводительный возраст (0-17 лет);

2) производительный возраст (мужчины: 18-64 года, женщины: 18-59 лет);

3) послепроизводительный возраст (мужчины: старше 65 лет, женщины: старше 60 лет):

а) старость (мужчины: 65-79 лет, женщины: 60-79 лет);

б) глубокая старость (старше 80 лет).

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Политическое сознание
Любые политические действия и взаимодействия людей, из которых складываются всевозможные политические процессы, совершаются под влиянием политического сознания. Политическое сознание через составляющие его чувства, настроения, идеи и тео ...

Профессионально важные качества социального педагога
Профессионально важные качества выделяют то индивиду­альное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального ра­ботника. К таким качествам относятся: Педагогическая направленность — ...

Количественные методы исследования
Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования (население, предприятия и т.д.). Первичные данные собираются от определенного числа объектов исследования. В ...