К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:
- денежное обеспечение действующих льгот,
- улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.
К отрицательным:
- отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;
- понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения,
- понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Переход от натуральных форм оказания помощи к денежной в большей степени отвечает требованиям социальной справедливости. Во-первых, устранив или хотя бы уменьшив региональные различия в размере помощи, можно, если не ликвидировать, то по крайней мере снизить степень дискриминации ее получателей, характерной для действующей системы. Во-вторых, такой переход способствует выравниванию условий доступа к получению льгот. В-третьих, общество получает четкое представление об объеме своих социальных обязательств, что приводит к пристальному рассмотрению проблем социальной справедливости, выравниванию уровня доходов различных групп населения.
Важнейшим звеном технологии социального обеспечения является технология социального обслуживания (рис.2.7). | | | | | |
Анализ потребности в социальных услугах | | | | | | | | |
Рис.2.7. Технология социального обслуживания населения.
Основанием для получения государственного социального обслуживания служит трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, преодолеть которую самостоятельно он не может. Данная ситуация является основанием для бесплатного государственного социального обслуживания.
Таким образом, государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законодательством. Несмотря на постепенное развитие структуры государственных учреждений социальной защиты, уровень социального обеспечения в РФ остается недостаточным. Развитие технологии социального обслуживания тормозят многие факторы: недостаточно развитая правовая база системы социального обслуживания; ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для развития системы; недостаточное использование дополнительных финансовых источников, в том числе неправительственного общественного сектора; слаборазвитая инфраструктура всей социальной помощи; недостаточное применение целевого комплексного планирования развития социального обслуживания в РФ с учетом научных исследований, инноваций и международной практики; недостаточная профессиональная подготовка социальных работников.[38]
Серьезной проблемой является несовершенство методов государственного регулирования формирования финансово-экономической базы учреждений социальной защиты на региональном уровне. Так, планирование базируется только на количественных показателях без учета принципа экономической, социальной целесообразности, обстановки на территории, необходимости оказания услуг социально-незащищенному населению, бюджетные ассигнования учреждения социального обслуживания зависят сегодня от его размеров, что не способствует эффективному использованию денежных средств. Целесообразнее было бы при финансировании учреждений исходить из расчета на одного жителя территории с учетом поправочных коэффициентов. Экономические источники функционирования государственных (муниципальных) унитарных предприятий социального обслуживания весьма ограничены, так как формируются из местных бюджетов и внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг, сбора пожертвовании и т.п. В то же время они должны обеспечить гарантируемое государством право гражданина на социальное обслуживание. [38]
Подобные статьи:
Социальный институт семьи
Семьейназывается основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множе ...
Особенности смертности в России
Экономика России с 1991 года по настоящее время характеризуется специалистами как экономика переходного периода. Экономика переходного периода обладает рядом тенденций, оказывающих разрушительное влияние на все составляющие социальной сфе ...
Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, н ...
|