По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах три четверти французских семей пользовались помощью государства. Среди социальных расходов в 1996 г. большая доля приходилась на пенсии по старости (43,5%), пособия по болезни (24,8%), семейные пособия (5,9%), компенсации на жилье (4%), пособия по безработице и оплату профобучения (6,6%).[27]
Выявилась настоятельная необходимость реформирования технологии социальной защиты, которая стала непосильным бременем для государственного бюджета. Следует особо отметить, что во Франции реформирование социальных структур защиты населения сопровождалось усилением влияния государственной власти в управлении всей системой социальной защиты.
Во Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование. В целом пенсионная система состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.[27]
Базовые режимы являются основными в национальной системе социального страхования. Они действуют по единой методике пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле. Именно пенсионная система по старости оказалась к началу 90-х гг. в наиболее трудном положении. Ее финансовое оздоровление правительство попыталось осуществить за счет целого комплекса мер, в том числе:
• повышения возраста выхода на пенсию - с 1995 г. 65 лет и для мужчин и для женщин;
• увеличения размеров страхового стажа для выплаты минимальной пенсии, страховой стаж стал постепенно увеличиваться и достигал в 2003 г. 40 лет, при отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается на 1,25% за каждый недостающий квартал.
В базовом режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность трудоустройства после выхода на пенсию. Финансирование базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и наемных работников (7,6% от зарплаты).[27]
В результате такой многоярусной системы один работник получает в среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой размер пенсии в сравнении с прежней зарплатой. В среднем норма замещения всех видов пенсий составляет 78% для мужчин и 72% для женщин.
Во Франции существуют так называемые "предпенсионные пособия". В настоящее время право на получение ранней пенсии получили лица в возрасте 59 лет и старше, имеющие не менее 40 лет страхового стажа, или лица более раннего возраста, но выплачивающие страховые взносы не менее 43 лет. Кроме трудовых пенсий, во Франции существует система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством всем пожилым людям независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. [28]
В результате реформирования технологии социального обеспечения французское правительство добилось определенного успеха в стабилизации ее бюджета. Правительство создало "амортизационный фонд по задолженности в социальной области" за счет взноса "социального возмещения" в размере 0,5% на все доходы (кроме минимальных социальных пособий). Кроме того, вводится налогообложение семейных пособий, повышаются страховые взносы с пенсий и пособий по безработице и увеличиваются налоги со страховых премий компаний.[28]
В целом во Франции, несмотря на определённые трудности, государственное регулирование социальной сферы осуществляется достаточно конструктивно и в значительной степени успешно. Согласно данным статистики ЕС, в 1997 г. покупательная способность пособий социального обеспечения на 1 жителя во Франции превышала среднюю цифру по странам ЕС на 14,2%, отставая от Германии и Австрии лишь на 2,4% от Дании на 11%, но значительно уступая Люксембургу – на 45,3%. Люксембург занимает первое место по покупательной способности социальных пособий на 1 жителя, опережая ближайшую к нему Данию на 30%.
Подобные статьи:
По койкам!
Борьба с наркотиками в России обрела, как ныне принято говорить, «свой формат». Есть антинаркотическое законодательство, есть специальное ведомство, призванное ловить и изымать, есть государственная программа со всеми вытекающими — приобщ ...
Этноконтактная ситуация в Москве
Этносоциальная, этнокультурная и этнодемографическая ситуация в Москве претерпевает радикальные изменения. Административно контролируемый рост населения города в значительной степени уступил место стихийному заселению столицы мигрантами. ...
Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических и
политических процессов
Важным логическим основанием системного анализа является учет многообразия систем, выделение основных их видов по разным критериям. В современной науке существует следующая классификация систем: прежде всего, все системы можно разделить н ...
|