Формирование общественного мнения – это стадия его развития, связанная с выходом индивидуальных оценочно-ценностных суждений за границы индивидуального сознания, с их взаимодействием, взаимовлиянием и определенным слиянием в сферах группового, коллективного, классового, национального и т.п. сознания. Об этой стадии развития общественного мнения свидетельствуют как организовано, так и спонтанно разворачивающийся обмен мнениями между людьми и кристаллизации из множества мнений мнения преобладающего над другими, которое начинает получать поддержку в самых широких слоях населения, а также нарастающие активность и масштабы выражения этого мнения.
Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей. Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения. Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. Общественное мнение выступает специфической побудительной силой, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений /9, с.17/.
Выделим следующие основные
этапы:
1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.
5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.
6. Возникновение общенародного мнения /7, с.693/
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема,
затрагивающая существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Т.е. проблема должна вызывать общественный интерес. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе условие. Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности представителей общественности по поводу обсуждаемой проблемы /4, с.115-142/.
Важную роль при формировании общественного мнения играют СМИ, которые, во-первых, посредством информирования повышают уровень компетентности общественности, во-вторых, выражая различные точки зрения создают момент спорности в обсуждаемом вопросе и, в-третьих, привлекают внимание к определенной проблеме, вызывая заинтересованность общественности в ее обсуждении и решении.
СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции, мнения и действия /3, с. 78-81/.
СМИ представляют собой не только средство воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения.
Подобные статьи:
Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму.
Гарвардский исследовательский центр по креативному альтруизму был официально открыт в феврале 1949г. В основу создания Центра были положены два основных предположения:
1. Ни один из существующих рецептов, как избежать международных военн ...
Возможности общества в борьбе с отклонениями в социальных нормах
Сам термин "социальный контроль" был введен в научный оборот французским социологом и социальным психологом Г. Тардом. Он рассматривал его как важнейшее средство исправления криминального поведения и возвращения преступника в &q ...
Предоставление государственной услуги по социальной
и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Одной из государственный услуг, оказываемых управлением по труду и занятости населения Белгородской области является психологическая и социальная поддержка безработных.
В центрах занятости в качестве одной из основных форм психологическо ...
|