Введение
Страница 2

Цель работы

– теоретическое и практическое исследование социальной среды в закрытых интернатных учреждениях, разработка практических рекомендаций совершенствования работы педагогического коллектива в детских социальных учреждениях.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

¾ проведение социологического анализа понятия «социальная среда»;

¾ изучение системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

¾ изучение методов социологической диагностики в области исследования социальной среды детского учреждения;

¾ разработка программы диагностики социальной среды на примере функционирования Православного детского приюта "Рождественский" в современных социально-экономических условиях;

¾ осуществление диагностики социальной среды Православного детского приюта "Рождественский";

¾ разработка практических рекомендаций (социального проекта) оптимизации работы коллектива детского приюта «Рождественский».

Объект исследования – социальная среда закрытого интернатного учреждения – приюта для детей.

Предметом исследования в работе является социологический анализ социальной среды закрытого интернатного учреждения – Православного детского приюта "Рождественский".

Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, социальной работы, психологии, педагогики: теории социальной обусловленности развития человека как личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, К. Роджерс, Л.С. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); гуманно-личностного подхода (Ш.А. Амонашвили, Ж-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци); индивидуальной и социальной субъектности человека в его личностном саморазвитии и во взаимоотношениях с другими людьми (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития (Б.З. Вульфов, Г.П. Головина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго, Г.Г. Силласте, А.С. Спиваковская).

При разработке программы диагностики социальной среды были использованы теоретические подходы к исследованию социологической диагностики, разработанные в рамках управленческого консультирования (В.Ш. Раппопорт А.И. Пригожин и др.) и социально-инженерного направления (В.В. Щербина, С.Н. Железко и др.).

Методы исследования в работе

. Теоретические методы: сравнительный метод, системный и комплексный подходы, методы анализа и синтеза, обобщений, аналогий, количественные и качественные методы социологических исследований.

Эмпирические методы исследования

: наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, методы проектирования и моделирования.

Эмпирическую базу

работы составили результаты социологических исследований, проведенных автором в 2005 – 2008 гг., послужившие обоснованием теоретических и практических выводов в исследовании.

Гипотеза исследования:

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется социальной средой. Социальная среда интернатного учреждения обладает спецификой, которая формирует не только профессиональную сферу сотрудников, но и воздействует ближнюю (домашнюю) социальную среду. В результате несформированная социальная среда организации влияет не только на образ жизни персонала, но и накладывает негативный отпечаток на процесс социализации воспитанников. Поэтому выявление противоречий мотивационной сферы, выявленное в ходе исследования, может послужить основой для разработки программных мероприятий по совершенствованию социальной среды.

Теоретическая и практическая значимость

заключается в возможности использования разработанных программных положений в практике деятельности Православного детского приюта "Рождественский". Выводы и результаты исследования могут использоваться для формирования аналогичных программ в некоммерческих организациях.

Страницы: 1 2 


Подобные статьи:

Функции конфликта
Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти ...

Особенности подросткового алкоголизма
О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становлен ...

Анализ однородности совокупности регионов
Проанализируем однородность совокупности регионов РФ по среднедушевым денежным доходам. Для этого рассчитаем среднее значение и показатели вариации. Для расчета среднего значения и показателей вариации составим таблицу. Таблица 1. Расче ...