Цель работы
– теоретическое и практическое исследование социальной среды в закрытых интернатных учреждениях, разработка практических рекомендаций совершенствования работы педагогического коллектива в детских социальных учреждениях.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
¾ проведение социологического анализа понятия «социальная среда»;
¾ изучение системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
¾ изучение методов социологической диагностики в области исследования социальной среды детского учреждения;
¾ разработка программы диагностики социальной среды на примере функционирования Православного детского приюта "Рождественский" в современных социально-экономических условиях;
¾ осуществление диагностики социальной среды Православного детского приюта "Рождественский";
¾ разработка практических рекомендаций (социального проекта) оптимизации работы коллектива детского приюта «Рождественский».
Объект исследования – социальная среда закрытого интернатного учреждения – приюта для детей.
Предметом исследования в работе является социологический анализ социальной среды закрытого интернатного учреждения – Православного детского приюта "Рождественский".
Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, социальной работы, психологии, педагогики: теории социальной обусловленности развития человека как личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, К. Роджерс, Л.С. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); гуманно-личностного подхода (Ш.А. Амонашвили, Ж-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци); индивидуальной и социальной субъектности человека в его личностном саморазвитии и во взаимоотношениях с другими людьми (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); положения о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития (Б.З. Вульфов, Г.П. Головина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго, Г.Г. Силласте, А.С. Спиваковская).
При разработке программы диагностики социальной среды были использованы теоретические подходы к исследованию социологической диагностики, разработанные в рамках управленческого консультирования (В.Ш. Раппопорт А.И. Пригожин и др.) и социально-инженерного направления (В.В. Щербина, С.Н. Железко и др.).
Методы исследования в работе
. Теоретические методы: сравнительный метод, системный и комплексный подходы, методы анализа и синтеза, обобщений, аналогий, количественные и качественные методы социологических исследований.
Эмпирические методы исследования
: наблюдение, экспертный опрос, анкетирование, методы проектирования и моделирования.
Эмпирическую базу
работы составили результаты социологических исследований, проведенных автором в 2005 – 2008 гг., послужившие обоснованием теоретических и практических выводов в исследовании.
Гипотеза исследования:
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется социальной средой. Социальная среда интернатного учреждения обладает спецификой, которая формирует не только профессиональную сферу сотрудников, но и воздействует ближнюю (домашнюю) социальную среду. В результате несформированная социальная среда организации влияет не только на образ жизни персонала, но и накладывает негативный отпечаток на процесс социализации воспитанников. Поэтому выявление противоречий мотивационной сферы, выявленное в ходе исследования, может послужить основой для разработки программных мероприятий по совершенствованию социальной среды.
Теоретическая и практическая значимость
заключается в возможности использования разработанных программных положений в практике деятельности Православного детского приюта "Рождественский". Выводы и результаты исследования могут использоваться для формирования аналогичных программ в некоммерческих организациях.
Подобные статьи:
Социальная структура общества и стратификация
Центральной категорией стратификации является «класс». Класс понимают в двух смыслах – широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимаю ...
Определение понятия «культура»
Культура возникла в результате длительного исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Термин «cultura» ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возде ...
Субъекты противодействия экстремистской деятельности
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В Российской Фе ...
|