Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме «Гнездышко»
Страница 2
Статьи по социологии » Патронатное воспитание » Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме «Гнездышко»

Реабилитационно - воспитательная работа с детьми, проживающими в семьях патронатных воспитателей. Роль консилиума. Два раза в год по результатам обследования специалистами реабилитационной службы проводятся консилиумы, на которых анализируется качество жизни ребенка и определяется тактика его дальнейшего наблюдения и виды необходимой помощи со стороны всех служб детского дома, даются советы патронатным воспитателям, определяется порядок посещения ребенком и родителями психологов и других специалистов.

Работа детской психологической службы по сопровождению семьи. Детский психолог продолжает проведение плановой психотерапевтической работы с ребенком. Кроме того, в кризисных ситуациях, он оказывает экстренную помощь семье и ребенку, проводит профилактику подобных ситуаций. Детский психолог также разрешает конфликты между патронатным ребенком и собственными детьми воспитателя. Он регулярно проводит тренинговые группы для патронатных воспитателей и кандидатов, посвященные особенностям детского развития.

Взаимодействие с родителями ребенка предполагает контакты с кровными родственниками и патронатными воспитателями. Психолог оказывает помощь ребенку в поиске положительных моментов своего прошлого и в осмыслении и переработке отрицательного опыта своей семьи. Взаимодействие с патронатными воспитателями с момента помещения ребенка в семью носит постоянный характер. С одной стороны, — это образовательная работа: семинары и группы встреч для воспитателей, цель которых — предоставление информации, возможность обмена опытом и взаимной поддержки. С другой, — это терапевтическая практика, индивидуальная или семейная: обсуждение происходящего с ребенком и возникающих на каждом этапе адаптации трудностей, помощь в отделении проблем ребенка от проблем самих воспитателей и разрешение их совместно с психологической службой для взрослых. В особо сложных ситуациях проводятся совместные психотерапевтические сессии для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов. При этом одновременно семейный психолог службы по устройству детей работает с родителями, а детский — с детьми.

Роль службы по устройству в семью в дальнейшем сопровождении семьи. Социальный работник службы по устройству в семью продолжает поддерживать контакты с патронатным воспитателем для оказания ему психологической поддержки. Задачи такого социального работника — поддержать позитивный настрой патронатного воспитателя, вовремя выявить проблемы членов семьи. Семейный психолог проводит консультации для патронатного воспитателя и членов его семьи, проводит тренинги и психологические группы, посвященные конкретным проблемам воспитания и развития ребенка. С действующими патронатными воспитателями также ведется индивидуальное психологическое консультирование.

Адаптация ребенка в новой семье проходит через ряд этапов, сопровождающихся теми или иными кризисными явлениями, происходящими в семье. Роль службы сопровождения – помочь в преодолении кризисов адаптации, обеспечить стабильность размещения ребенка в семье и предотвратить возможный возврат ребенка в детский дом, либо отказ ребенка от проживания в семье.

Модель адаптационного процесса была исследована как на индивидуальном уровне, так и на уровне семьи как системы.

Первую стадию адаптации можно было бы назвать «идеализированные ожидания», — как у ребенка, так и у патронатных родителей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой — пока не сформировалась. Приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий — в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу. Учитывая это, психологи и социальные работники поддерживают активный контакт с патронатной семьей, снимая напряжение и оказывая поддержку и ребенку, и взрослым. Приход ребенка в семью означает на этом этапе и опосредованное включение кровных родителей ребенка в семейную систему, т. е. факт объединения двух семей. Возникает как бы наложение двух систем: самой патронатной семьи и ребенка с его кровной семьей. Ребенок является частью обеих семей. Гибкость патронатной семьи резко падает, так как семья желает сохранить себя как целое. При этом падает и сплоченность между членами патронатной семьи, поскольку возникает необходимость перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости). Семейная система переходит в несбалансированное состояние.

Страницы: 1 2 3 4


Подобные статьи:

Латентная стадия. Открытая стадия
Взаимные действия сторон приводят к изменению ситуации. Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет пусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг дру ...

Когнитивная теория
Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели практики заключается в том, что, социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведе ...

Предоставление государственной услуги по социальной и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Одной из государственный услуг, оказываемых управлением по труду и занятости населения Белгородской области является психологическая и социальная поддержка безработных. В центрах занятости в качестве одной из основных форм психологическо ...