Реабилитационно - воспитательная работа с детьми, проживающими в семьях патронатных воспитателей. Роль консилиума. Два раза в год по результатам обследования специалистами реабилитационной службы проводятся консилиумы, на которых анализируется качество жизни ребенка и определяется тактика его дальнейшего наблюдения и виды необходимой помощи со стороны всех служб детского дома, даются советы патронатным воспитателям, определяется порядок посещения ребенком и родителями психологов и других специалистов.
Работа детской психологической службы по сопровождению семьи. Детский психолог продолжает проведение плановой психотерапевтической работы с ребенком. Кроме того, в кризисных ситуациях, он оказывает экстренную помощь семье и ребенку, проводит профилактику подобных ситуаций. Детский психолог также разрешает конфликты между патронатным ребенком и собственными детьми воспитателя. Он регулярно проводит тренинговые группы для патронатных воспитателей и кандидатов, посвященные особенностям детского развития.
Взаимодействие с родителями ребенка предполагает контакты с кровными родственниками и патронатными воспитателями. Психолог оказывает помощь ребенку в поиске положительных моментов своего прошлого и в осмыслении и переработке отрицательного опыта своей семьи. Взаимодействие с патронатными воспитателями с момента помещения ребенка в семью носит постоянный характер. С одной стороны, — это образовательная работа: семинары и группы встреч для воспитателей, цель которых — предоставление информации, возможность обмена опытом и взаимной поддержки. С другой, — это терапевтическая практика, индивидуальная или семейная: обсуждение происходящего с ребенком и возникающих на каждом этапе адаптации трудностей, помощь в отделении проблем ребенка от проблем самих воспитателей и разрешение их совместно с психологической службой для взрослых. В особо сложных ситуациях проводятся совместные психотерапевтические сессии для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов. При этом одновременно семейный психолог службы по устройству детей работает с родителями, а детский — с детьми.
Роль службы по устройству в семью в дальнейшем сопровождении семьи. Социальный работник службы по устройству в семью продолжает поддерживать контакты с патронатным воспитателем для оказания ему психологической поддержки. Задачи такого социального работника — поддержать позитивный настрой патронатного воспитателя, вовремя выявить проблемы членов семьи. Семейный психолог проводит консультации для патронатного воспитателя и членов его семьи, проводит тренинги и психологические группы, посвященные конкретным проблемам воспитания и развития ребенка. С действующими патронатными воспитателями также ведется индивидуальное психологическое консультирование.
Адаптация ребенка в новой семье проходит через ряд этапов, сопровождающихся теми или иными кризисными явлениями, происходящими в семье. Роль службы сопровождения – помочь в преодолении кризисов адаптации, обеспечить стабильность размещения ребенка в семье и предотвратить возможный возврат ребенка в детский дом, либо отказ ребенка от проживания в семье.
Модель адаптационного процесса была исследована как на индивидуальном уровне, так и на уровне семьи как системы.
Первую стадию адаптации можно было бы назвать «идеализированные ожидания», — как у ребенка, так и у патронатных родителей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой семье еще сохраняется, а к новой — пока не сформировалась. Приспособление к смене требований и правил требует значительных усилий — в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу. Учитывая это, психологи и социальные работники поддерживают активный контакт с патронатной семьей, снимая напряжение и оказывая поддержку и ребенку, и взрослым. Приход ребенка в семью означает на этом этапе и опосредованное включение кровных родителей ребенка в семейную систему, т. е. факт объединения двух семей. Возникает как бы наложение двух систем: самой патронатной семьи и ребенка с его кровной семьей. Ребенок является частью обеих семей. Гибкость патронатной семьи резко падает, так как семья желает сохранить себя как целое. При этом падает и сплоченность между членами патронатной семьи, поскольку возникает необходимость перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости). Семейная система переходит в несбалансированное состояние.
Подобные статьи:
Улучшение работы милиции
'Милиция должна работать хорошо';
'чтобы милиция больше смотрела за молодёжью';
'улучшить работу правоохранительных органов насчет наркомании'; 'эффективная работа МВД';
'следить за притонами наркоманов и наказывать наркоманов';
'созд ...
Виртуализация коммуникативного пространства
Широкое использование термина виртуальная реальность инициировано развитием компьютерной техники, которая процессы и явления в компьютерных сетях обозначает как виртуальное пространство в противовес реальному. Известно, что компьютер позв ...
Значение современных игрушек для общества
Так как во введении помимо всего прочего говорилось о значении современной игрушки, то в третьей главе необходимо рассказать о её значении для нынешнего поколения.
В настоящее время в наших магазинах присутствует полное изобилие различны ...
|