Социокультурные условия формирования научных школ
Страница 1
Статьи по социологии » Изучение социокультурных факторов » Социокультурные условия формирования научных школ

В работе «Социокультурная динамика и эволюционизм», обобщая результаты целого ряда социологических исследований, П. А. Сорокин приходит к выводу о том, что основные факторы любых социальных изменений «находятся в самих социокультурных явлениях и тех социокультурных условиях, в которых они происходят и функционируют». С этих позиций я рассматриваю такой социокультурный феномен как научная школа, возникновение которого является в том числе индикатором социальных изменений, происходящих в обществе его породившем.

Познанию сущности этих изменений с необходимостью предшествует анализ тех социокультурных условий, которые позволили в конкретном обществе, в конкретный исторический момент возникнуть конкретной научной школе, и тех социокультурных условий, которые препятствовали ее возникновению в предшествующий временной отрезок. Первостепенной задачей здесь является определение самого понятия «социокультурные условия формирования научных школ», решение которой и ставит своей целью данная работа.

П. А. Сорокин под «социокультурным» понимал все то, что «люди получают от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей» (курсив Т. К.). В качестве «надорганических ценностей» в данном случае понимаются все производные сознания человека (язык, наука и философия, религия, искусство, право, этика, нравы, манеры, технические изобретения и т.п.). Базовым положением теории П. А. Сорокина является то, что надорганика, то есть собственно социальное, «находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия». Таким образом, П. А. Сорокин выделяет «социокультурность» как базовую категорию мира надорганики (социального мира), подразумевающую неразрывность триады личности, ее взаимодействий с себе подобными и культуры. Словами Ф. Тенбрука, социокультурное представляет из себя культуру и общество, находящиеся в отношениях «бесшовного соединения».

Сегодня термин «социокультурное» прочно вошел в обиход социологов и ученых смежных дисциплин, в особенности благодаря работам А. С. Ахиезера, Н. И. Лапина, Л. Г. Ионина, Н. И. Черныш, Л. Г. Сокурянской. В качестве базового определения использую понимание категории «социокультурное» как «такого взаимодействия между индивидами (или группами индивидов) во всех сферах их жизнедеятельности, которое предполагает соизмеримость, единство тех или иных культурных феноменов (прежде всего норм и ценностей), интернализированных этими индивидами (или группами индивидов), и определенных общественных, социальных конструктов (структур), в которых эти культурные феномены (смысловые конструкции) проявляются».

Понятие «социокультурные условия» в отношении формирования каких-либо социальных феноменов употребляется достаточно часто, однако отсутствует четкая дефиниция того, что понимать под такими условиями. А. С. Ахиезер использует в своих работах близкое к «социокультурным условиям» понятие «социокультурная среда» – внешняя по отношению к индивиду реальность. «Социокультурная среда характеризуется прежде всего уровнем творческого потенциала окружающих субъекта людей, уровнем их рефлексии, например, уровнем, масштабом частной инициативы, сложившимся шагом новизны, мощностью, потоком и характером инноваций, содержанием господствующих ценностей, нравственного идеала и т.д. Социокультурная среда – предмет озабоченности и одновременно исходный пункт деятельности людей».

Итак, я определяю «социокультурные условия формирования научных школ» как совокупность обстоятельств, находящихся на пересечении социальной структуры общества и его культурной ткани, проявляющихся через ментальные образы и поведение социальных акторов, конструирующих новые научные сообщества.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Социальная связь
Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем даже простое наблюдение показывает, что социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить ...

Мотивы профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана
Данные, полученные при обработке полученных в результате обработки анкет представлены в таблице 18. Таблица 18 Мотивы профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) Мотивы профессиональной деятельности ...

Основные направления деятельности федеральных органов власти по снижению смертности
В рамках реализации демографической политики государства в стране реализуется целый ряд федеральных целевых программ, направленных на снижение уровня смертности и охрану здоровья населения. Одной из наиболее важных программ, реализуемых ...