Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.
С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.
При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
1. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользованная производственных возможностей.
2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.
3. Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации. Согласно опросу проведенному в Санкт-Петербурге среди безработных, этим обеспокоены 40 % респондентов.
Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также следующие факторы экономической нестабильности:
- снижение покупательного спроса;
- сокращение сбережений;
- снижение инвестиционного спроса;
- сокращение предложения, спад производств.
4. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. В Санкт-Петербурге эту закономерность отмечали 12,7% опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода.
Подобные статьи:
Формы эскалации конфликта
Исследователи выделяют две формы эскалации: интенсификацию, усиление агрессивности поведения сторон.
Интенсификация характеризуется учащенностью обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвин ...
Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению опеки и привычного образа жизни. Вот почему воп ...
Основные теоретические подходы в исследовании культуры
1. Функционализм. Представители – Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун.
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в ц ...
|