Во Франции, как и во многих других странах, одной из основных целей предоставления престарелым социально-бытовой помощи является создание условий для их максимально долгого пребывания в привычных домашних условиях. Наибольшее распространение получили два вида такой помощи – оказание услуг т.н. "домашними помощниками" и сестринский уход за престарелыми людьми на дому.
Служба "домашних помощников" или социально-бытового обслуживания на дому, создание которой относится к середине пятидесятых годов, предназначена для оказания услуг преимущественно бытового характера пожилым людям, испытывающим затруднения в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, содержании жилых помещений и т.п. Финансируется она или за счет системы государственного страхования, или частных страховых компаний.
Для престарелых людей со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию предназначается служба "сестринского ухода", которая включает в себя как элементы обычного надомного обслуживания, так и предоставление доврачебной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Основанием к принятию престарелых на такое обслуживание является решение лечащего врача, а само обслуживание осуществляется бригадным методом – медицинской сестрой и ее помощницей (няней). Медицинские сестры выполняют врачебные назначения и контролируют работу своих помощников, которые, в частности, могут переодеть больного, умыть его, сделать клизму и т.п. Оплата услуг по установленным расценкам проводится за счет страхования по болезни.
Для лиц пожилого возраста, выписываемых из стационарных медицинских учреждений и не требующих интенсивного лечения, может быть организован "госпиталь на дому". Обслуживание таких лиц осуществляется врачами и медицинскими сестрами совместно с социальными работниками, оказывающими услуги бытового характера.
Во многих городах и районах Франции также имеются клубы для пенсионеров, работа которых преимущественно нацелена на организацию их досуга, устранение социальной изоляции и содействие активному участию в общественной жизни.
Существенная роль в их создании принадлежит общественным организациям. Например, Сельскохозяйственное общество взаимопомощи сыграло основную роль в учреждении клубов пожилых в сельских районах.
Заслуживает внимания тот факт, что для поддержки новаций в деле оказания социально-бытовых услуг населению, в т.ч. престарелым и инвалидам, государство может предоставить организациям или добровольным объединениям финансовую помощь.
Представляют интерес 7 принципов, подчеркнутых в докладе, представленном министром Тэо Брауном от имени Национальной комиссии по изучению проблем лиц преклонного возраста, утративших самостоятельность:
- осуществление эффективных предупредительных мер;
- утверждение приоритета помощи на дому;
- развитие "медико-социального" сектора, позволяющего устранить противопоставление санитарного и социального начала. (Отказ от расчленения санитарной и социальной помощи, предусмотренные в пожеланиях комиссии, требуют пересмотра законодательных актов 1970 и 1975 гг.);
- использование децентрализации как средства осуществления скоординированных усилий;
- учреждение новых способов финансирования, отвечающих новым требованиям;
- формирование необходимых кадров, что является ключевым моментом новой политики;
- создание правительственной структуры по координации деятельности различных служб, ведающих проблемами пенсионеров и лиц преклонного возраста.
Комиссия национального комитета пенсионеров и лиц преклонного возраста выдвинула 5 принципов. Они включают:
Достоинство личности. Лицо преклонного возраста, каковы бы ни были его конкретный возраст, состояние здоровья, степень утраты самостоятельности и уровень доходов имеет право на помещение в институт призрения, на содержание и на квалифицированное и достойное его лечение и обращение.
Свобода выбора. Каждое лицо преклонного возраста, состояние здоровья или заболевание которого требует специального вмешательства, должно иметь возможность выбрать между содержанием на дому и коллективным, временным или окончательным.
Подобные статьи:
Субъекты противодействия экстремистской деятельности
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В Российской Фе ...
Особенности социальной работы с молодыми семьями
Семейная жизнь трудна и разнообразна. Отношение к ней как к чему-то очень простому и незатейливому обедняет, прежде всего, взаимоотношения, делает их поверхностными. Простота отношений не то же самое, что простота в отношениях. Первая ли ...
Типы социальных организаций
Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существуют несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членств ...
|