Приложения
Страница 2

По полученным результатам последних двух вопросов можно сделать вывод о субъективном несоответствии отличительным чертам белорусской национальности белорусской молодежи.

Ответы на вопрос "Какие сугубо белорусские обычаи и традиции Вам известны?" содержал далеко не весь перечень, однако 51% отметили "Каляды", 42% "Масленицу", 35% "Купалье".35% респондентов не дали ответ.

42% учащихся ответили положительно на вопрос "Считаете ли Вы необходимым знать историю Беларуси?", 35% затруднились с ответом и 15% дали ответ "Нет, не считаю".

На вопрос "Как Вы считаете, присуще ли современным подросткам чувство исторической ответственности за судьбу страны?" 15% ответили положительно, 64% отрицательно и 28% не задумывались.35% учащимся, по их мнению, присуще чувство исторической ответственности за судьбу страны, 8% не присуще это чувство, 57% учащихся не задумывались на этот вопрос.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что когнитивный компонент национального самосознания не сформирован.

Эмоционально-оценочный компонент

На вопрос "Причисляете ли Вы себя к представителям белорусского народа?" 93% ответили положительно и 7% не причисляет себя к этой группе.

На вопрос "Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусов использует вместо белорусского языка русский?" 64% респондентов ответило "Положительно", 36% ответило "Безразлично" и не было получено ни одного ответа "Отрицательно".

На вопрос "Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошлому нашего государства?" 78% учащихся дали ответ "Да" и соответственно 22% ответ "Нет".

На вопрос "Интересно ли Вам изучать природу родного края?" 72% ответили положительно и соответственно 28% отрицательно.

65% респондентов дали ответ "Да" на вопрос "Возникает ли у Вас чувство гордости за участие белорусов в международных конкурсах (спортивных, музыкальных)?" и 35% этого чувства не возникает.

На вопрос "Какое чувство возникает у Вас при встрече белоруса, пребывая за рубежом?" ответы были получены в свободной форме.16% указали "гордость" и 54% указали "радость".

И на вопрос "Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?" 71% посчитал себя таковыми, 21% дали ответ "Нет" и 8% "Не знаю".

Подведя итог, можно сказать, что эмоционально-оценочный компонент не сформирован в достаточной мере.

Поведенческий компонент

На вопрос "Свободно ли Вы владеете белорусским языком?" только 36% ответили положительно и соответственно 64% ответили "Нет".15% респондентов никогда не используют белорусский язык в разговорной речи, 57% - только на уроках белорусского языка и литературы, 28% - иногда употребляют белорусский язык и 0% не используют родной язык ежедневно.

На вопрос "Соблюдаете ли Вы белорусские обычаи и традиции в повседневной жизни?" дали ответ "Да" лишь 22%, ответ "Иногда" 42% и ответ "Нет" зафиксирован у 35% учащихся.

На вопрос "Бережно ли Вы относитесь к родной природе?" ответы распределились следующим образом: "Всегда" - 78%, "Иногда" - 22% и "Никогда" - 0%.

На поставленный в анкете вопрос "Согласились бы Вы поменять место жительства с Беларуси на другую страну?" 72% респондентов дали ответ "Да" и соответственно 28% - "Нет".

Исходя из результатов анкетирования, нельзя говорить о сформированности поведенческого компонента национального самосознания.

Итак, подведя итог, можно сформулировать следующий вывод: гипотеза о том, что белорусской молодежи присущ низкий уровень сформированности национального самосознания подтвердилась, поскольку не один компонент не развит в достаточной степени.

Приложение В

В процессе изучения национального самосознания нами выделялись такие его основные компоненты:

Когнитивный компонент (объективные знания и субъективные представления об этнических группах).

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Отношения со сверстниками
Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста. Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребенка формируется внача ...

Редукция смысла в системе массовой коммуникации. Основные механизмы десемантизации
Массовая культура во всех своих проявлениях десемантизирована. И, прежде всего, связано это, с одной стороны, с основными функциями, которая должна выполнять современная массовая культура по отношению к обществу, а с другой стороны – с ра ...

Компетенции города в социальной сфере
В процессе реформы общественного управления, реформы социальных услуг, изменением социальной политики государства значительно изменилось положение деревни в системе обеспечивания социальной опеки и основных жизненных потребностей граждан. ...