Что ожидает человечество от развития науки и техники в XXI веке
Страница 2
Статьи по социологии » Что ожидает человечество от развития науки и техники в XXI веке

Но по-своему рискует и научная академическая среда: ее традиционные академические свободы, равно как и свобода творческого воображения, рискуют оказаться в тисках новой производственно-технологической дисциплины, вытекаю­щей из нового сращивания науки с производством. Анало­гичные сдвиги ожидаются и на следующем уровне, касающем­ся наук о человеке и перспектив превращения остающихся факультативными поведенческих форм в производственно заданные, финансируемые и контролируемые.

Наши повседневные импровизации, касающиеся быта повседневного общения, выбора супруга, использования до­суга и т. п., рискуют быть замененными рационально-обо­снованным поведением, диктуемым требованиями эффек­тивности. Например, наши заботы о собственном здоровье сегодня, с одной стороны, ограничиваются практически ни­кем не контролируемыми визитами к врачу, с другой — са­модеятельным ремесленничеством в сфере гигиены, гимнас­тики, бега по утрам и т.п. Но если в конечном счете окажет­ся, что вся эта нерегулируемая кустарщина не в состоянии обеспечить требуемый уровень воспроизводства нашей спо­собности к труду и выполнению других социальных обязан­ностей, нашим демографическим и психофизиологическим воспроизводством займется Большая наука, призванная по­ставить эти деликатные воспроизводительные факторы на конвейер.

Не следует думать, что эта деспотия научной рациональ­ности непременно примет формы обязательного государст­венного контроля и регулирования. Бездумный педантизм такого регулирования вполне может быть передан граждан­скому обществу, отказывающемуся принимать и обеспечи­вать физически неполноценных индивидов, и даже самим индивидам, если им удастся проникнуться этим педантиз­мом и превратить его жесткие нормы в повседневные само­регуляторы.

Таким образом, “фаустовская” программа перехода от частичного производства ко всеобщему, охватывающему все условия нашего существования на земле, грозит отдать чело­века целиком на откуп научной рациональности, претензии которой будут подкреплены эффективными экономически­ми, административными и социокультурными санкциями.

Здесь по-своему воспроизводится парадокс Достоевско­го: беспредельная фаустовская свобода, не знающая никаких естественных преград и ограничений, способна завершиться беспредельным деспотизмом научной рациональности, не терпящей никаких личных отклонений и импровизаций. Если общество, сформировавшееся в эпоху классического модерна, было системой с частичным программированием, оставляющей на наше личное усмотрение вопросы, не отно­сящиеся к узкопроизводственной сфере, то общество зрело­го модерна, встретившее вызов глобальных проблем, может стать системой с полным, всеохватывающим программиро­ванием, включая все проявления внепроизводственнои жизни.

Итак, мы имеем дело с дилеммой. Либо весь в принципе безграничный духовный и социальный капитал, выращен­ный цивилизацией в ходе длительного развития истории и культуры, мы оставляем в факультативном состоянии сво­бодной социокультурной игры, разумеется, меняющей и обогащающей нас, — но без заранее очерченной “большой программы”, — и тогда продолжаем наше существование в качестве беззаботных обывателей Вселенной, пользующихся дарами природы и культуры, либо мы превращаем разно­образную творческую элиту из свободной “богемы” в “гло­бальных производственников”, обремененных заботами на­лаживания всеохватывающего воспроизводственного цикла, включая среду обитания, а также демографическую, семейно-бытовую, досуговую сферу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подобные статьи:

Социология столичности. Столичность как центр государств
Столичность, будучи геополитическим атрибутом городов, определяется формальным признаком пребывания в городе Главы государства, Правительства, Законодательных собраний и центральных Судейских органов. Формальность этого признака очевидна, ...

Измерение бедности
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населен ...

Принципы социальной политики в отношении пожилых людей
1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека и с точки' зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов, делающий недопустимыми меры, которые искусственно консервируют ...