Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов — в тысячу раз, а военная мощь — в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.
История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства[8].
Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом, обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.
Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:
· прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;
· сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах. Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.
В частности, необходимо выяснить:
· сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на ; территории округа;
· сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них — лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);
· сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;
· сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;
· каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;
· каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.
Кроме того, определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом должно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.[21]
Существуют первичное и вторичное исследования рынка.
Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.
Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности[7].
Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) — выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.
Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью — первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.
Подобные статьи:
Сущность
социализации
Как определялось ранее социализация - процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного фу ...
Связь социальной работы с попечительским советом и общественностью
Традиции участливого, жалостливого отношения к лишенным свободы, сострадания, благотворительности, патроната и попечительства в России имеют глубокие исторические корни. Очевидно, в этом проявляется особая чувствительность русской души, н ...
Речь на митинге Петербургского университета «Отправляясь в дорогу»
В феврале 1922 г. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что вера «вера отцов» оказалась «банкротством». «…Их опыт в форме традиционного мировоззре ...
|