Апогеем средневекового женоненавистничества (мизогинии) считается трактат «Молот ведьм», написанный в 1487 г. монахами Шпренгером и Инсисторисом. Авторы представили систему доказательств, оправдывавших подавление и физическое уничтожение женщин. Якобы само латинское слово femina произошло от лат. fe (fides) minus – вера и менее. Эта работа подстегнула охоту на ведьм, широко распространившуюся в Западной Европе и Новом Свете в XVI–XVII в.
Зачатками феминизма мы с полным основанием можем считать творчество Кристины Пизанской (1364–1430) – одна из немногих женщин – «дочерей образованных отцов» – писавших от лица женщин и в защиту прав женщин в средние века, была поэтом, писательницей и историком при дворе короля Франции Карла VI в конце XIV-начале XV вв. В «Книге о граде женском» (1405) – Кристина, защищая свой пол, представила список женщин, достойных восхищения из-за своих добродетельных черт и вклада в развитие человеческой культуры. Она сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам. Вовлечение в полемическую переписку с некоторыми из известных тогда мужчин-гуманистов, создало Кристине Пизанской репутацию защитницы женского пола и положило начало трехсотлетним литературным дебатам об общественном положении женщин, известным под общим названием «спор о женщинах» (querelle des femmes)[5].
Гуманисты Ренессанса посчитали необходимым предоставить женщинам образование. Это стало значимым шагом по пути эмансипации слабого пола. Гуманизм Ренессанса был основан на работах античной культуры. Авторы Ренессанса, как Л.Б. Альберти в труде «О семье», обосновывали традиционные роли женщин в семье. Автор пояснял в этой работе, что женщины «по природе были мягки, медлительны, и, следовательно, более полезны. Работа Л. Альберти была типичной для той эпохи в отношении женщин, что являлось инспирированием античных традиций. Первой работой итальянских гуманистов, посвященной женскому образованию был труд «Изучение литературы» Л. Бруни. В этом исследовании автор касается только образования для женщин из аристократии. Основой всего обучения для женщин, также как и для мужчин, он считал латинский язык и стиль латыни в письме.
В Англии первым актом защиты права женщины на образование было опубликование работы «Отче наш» Эрамуса в 1524 г. В предисловии Р. Херда к этой работе содержались призывы к защите женского образования. Эрамус в работе «В похвалу Фолли» считал, что образование необходимо для женщин, так же как и для мужчин. В своем диалоге «Образованная молодая женщина» он защищает женское образование как помощь в нравственном воспитании женщин, в ответ на средневековый антиинтеллектуализм христианства.
В эпоху Возрождения Т. Мор (1478–1535) в своей «Утопии» описал идеальное государство. В труде «Утопия» автор продолжил линию Р. Херда и Эрамуса.В нем занятия мужчин и женщин не различаются: это наука, искусство, общественная, а также религиозная деятельность, служба в армии (для женщин вместе с мужьями). На высших должностях могут находиться и мужчины и женщины. Брак основан не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирают родители. Таким образом, Т. Мор высказал идею о равенстве способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также осветил проблему гендерных отношений.
Т. Кампанелла в «Городе солнца» рисует идеальный город. Образование мужчин и женщин не различается, в том числе и обучение военному искусству, не различается и их одежда. Однако занятия у них несколько разные: мужчины выполняют более тяжелую физическую работу, а женщины рожают. Семьи нет, а проблема подбора партнеров для рождения детей решается с помощью астрологии. Т. Кампанелла высказал идею о равенстве способностей полов, указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения и жестко регламентировал гендерные роли.
В целом, несмотря на развитие гуманистического мировоззрения в Европе, исследователи ставят под сомнение актуальность «Ренессанса» в отношении женщин (Дж. Келли).
Подобные статьи:
Анализ технологии социального обеспечения в России.
Процесс реформ в России привел к существенным изменениям структуры собственности. Эти причины вызвали коренные преобразования в сфере социального обеспечения. В нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальны ...
Теория эволюционного развития культуры
Основным принципом этой теории является постепенное изменение культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которого они полностью преобразуются. При этом изменение культурных образцов происходит по направлению от простого к сложно ...
Стратегия социально-экономического развития МО
«Город Йошкар-Ола» в аспекте предоставления социальных услуг
Главная цель развития муниципального образования «город Йошкар-Ола» – повышение качества жизни населения на основе устойчивого социально-экономического развития города.
Таблица 25 – Цели развития муниципального образования «город Йошкар- ...
|