Внимание к проблемам женщин изначально проявилось в рамках традиционных академических дисциплин – в литературе, истории, философии, социологии, психологии. Для специалиста по психосоциальной работе проследить эволюцию восприятия и понимания сущности женщины, её роли и места в обществе – значит понять историю женского вопроса, причины его возникновения, оценить исторически сформировавшиеся подходы к его разрешению и увидеть перспективы своего профессионального общения и взаимодействия с женской аудиторией.
Андрогинный и дуалистический подходы к пониманию проблемы пола. Основополагающие принципы патриархатной философской традиции были сформулированы представителями афинской школы Сократом, Платоном, Аристотелем (V–IV век до н.э.), в философии которых разум, ассоциирующийся с мужским началом, выступает как высшее совершенство.
Постулируется бинарная оппозиция разума и тела, в которой разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (таких как духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело – с серией негативных характеристик, которые репрезентированы женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность, внутреннее).
Логика бинарных оппозиций, в которой мужское является субъектом, а женское – объектом, является концептуальной основой патриархатной метафизики в целом, которую в современной философии называют фаллогоцентризмом.
Философское знание рассматривает сущность гендера на основе двух основных подходов.
· Дуалистический – базируется на идеях дуализма (противопоставления, бинаризма), ведущего к господству мужского начала и признанию только за мужчиной права быть собственно человеком (основоположник – Аристотель).
· Андрогинный подход осмысления гендера базируется на идеях андрогинной природы человека (Платон) признающих за человеком сочетание мужского и женского начал, их взаимодополнительности.
Платон в своих трудах «Пир», «Государство», «Законы», «Тимей» и др., ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов, рассматривал семейно-брачные отношения, подошел к идее равноправия полов. Он использовал миф об андрогинах (от греч. andros – мужчина и gyne или gynaikos – женщина) – существах, обладавших свойствами и женщин и мужчин. Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность. Платон предлагал установить нормы поведения в браке, например, ограничить рождаемость: мужчины должны иметь детей только в возрасте от 30 до 55 лет.
Миф об «андрогине» служил основанием для объяснения полового деления людей. Идея андрогинии была противоположна по своему содержанию дуализму, как мировоззренческому принципу. В восточной культуре, наиболее близкой андрогинии по смыслу является наличие Ян и Инь – мужское и женское начала, предполагающие взаимодействие и взаимопроникновение, т.е. гармонию.
Аристотель выступил противником идей Платона об уравнении женщин с мужчинами, руководствуясь принципом биологического детерминизма. Аристотель проводит четкую грань между мужским и женским – все мужское считается эталоном, все женское – маргинальным. Его представления о женщине, были основаны на дуализме – иррациональном противопоставлении мужчины и женщины, мужского и женского.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) в своих сочинениях «Политика», «О возникновении животных» и др. рассматривал следующие проблемы отношений между мужем и женой в семье; способы сокращения избытка народонаселения; роль женщины и мужчины в обществе; разделение труда между полами; сущность мужчины и женщины и т.д. Он считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Поэтому необходимо его регулировать: с помощью запрета мужчине иметь детей до 37 лет, а женщине – до 18 лет; путем умерщвления больных детей; установлением для каждой семьи нормы того, сколько детей она может иметь.
Подобные статьи:
Базовые характеристики социальных институтов
Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институ ...
Идея «понимающей» социологии
М. Вебер был первым крупным социологом-антипозитивистом. Он полагал, что общество следует изучать не «извне», на чём настаивали позитивисты, а «изнутри», то есть исходя из внутреннего мира человека. Его предшественником в идее понимания б ...
Приложения
Приложение А
Анкета к исследованию «Национальное сознание белорусской молодёжи»
Класс
Возраст _ (количество полных лет)
Пол мужской/женский (подчеркнуть нужное)
Ваша национальность (по документам)
белорус (ка)
россиянин (ка)
украи ...
|