В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую
эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь,
компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу
подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими
интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности:
науку, культуру, образование, производство, управление и т. д. Информатизация
общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в
том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства
является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование,
продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств
микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств
информационного взаимодействия и обмена.
История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века.
Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах
и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим
средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль
усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом. Появление
и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации
общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется
комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного,
исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем «компьютеризация
общества», где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы
компьютеров, обеспечивающих оперативное получение информации.
Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных
сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим
поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и
материалов. Ему придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой
социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами,
определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Использование
единых мировых информационных систем обеспечивает внедрение информационных
технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает
потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным
ресурсам, осмыслении и переработке большого объема информации. Смысл
информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для
обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и
научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы
образования должна опережать информатизацию других направлений общественной
деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические,
общекультурные, а также профессиональные предпосылки развития общества нового
типа.
Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию
информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание
и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на
протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и
предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня
главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают
потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют
ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и
активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни,
включая домашний быт, развлечения и досуг.
Подобные статьи:
Марксистская модель
В основе марксистской модели социальной практики лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в общ ...
Опыт патронатного воспитания на примере Ульяновского детского дома
«Гнездышко». Цели и задачи патронатного воспитания в
учреждении
В 1994 г. в г. Ульяновске был открыт детский дом «Гнездышко» - первый в России детский дом, предоставляющий патронатное воспитание. Фактическая работа детского дома началась в 1996 г. c утверждения устава, предусматривающего устройство де ...
Строй психики биоробота, «зомби»
Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты / культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев ...
|