На протяжении всей
истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет
собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы:
как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы
механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки
огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Что лежит в его
основе?
При решении
этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит
в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди,
совместная деятельность которых формирует общество.
Таким образом,
с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.
Общество – это
совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.
Но если
общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли
рассматривать общество как простую сумму индивидов?
Постановка
вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной
социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество –
это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Если же
общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое,
повторяющееся, самопроизводящееся явление.
Поэтому в
интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из
индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования
общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.
Общество – это
универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений
людей.
Эти связи,
взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В
качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы»,
«потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем
различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии
общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов,
находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется
системным.
На основе
детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение
следующее определение общества.
Общество – это
исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий
и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства,
распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ,
поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов,
обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
Подобные статьи:
Идеология и социальная база фашизма
В идейном плане фашизм представлял собой смесь самых различных идеологий. Но это не означает, что он не имел своих собственных доктрин и характерных для него особенностей.
В основе фашистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарв ...
Совершенствование методики КСИ общественного мнения
Широкое распространение выборных исследований общественного мнения неразрывно связано с именем американского исследователя Дж. Гэллапа (1901 – 1984). Иногда вообще обследования общественного мнения с помощью выборочного метода называются ...
Виртуализация коммуникативного пространства
Широкое использование термина виртуальная реальность инициировано развитием компьютерной техники, которая процессы и явления в компьютерных сетях обозначает как виртуальное пространство в противовес реальному. Известно, что компьютер позв ...
|