На протяжении всей
истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет
собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы:
как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы
механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки
огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Что лежит в его
основе?
При решении
этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит
в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди,
совместная деятельность которых формирует общество.
Таким образом,
с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.
Общество – это
совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.
Но если
общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли
рассматривать общество как простую сумму индивидов?
Постановка
вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной
социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество –
это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Если же
общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое,
повторяющееся, самопроизводящееся явление.
Поэтому в
интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из
индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования
общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.
Общество – это
универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений
людей.
Эти связи,
взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В
качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы»,
«потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем
различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии
общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов,
находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется
системным.
На основе
детерминистского подхода в марксистской социологии получило распространение
следующее определение общества.
Общество – это
исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей, взаимодействий
и отношений между людьми, основывающаяся на определенном способе производства,
распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ,
поддерживаемая силой политических, моральных, духовных, социальных институтов,
обычаев, традиций, норм, социальных, политических институтов и организаций.
Подобные статьи:
Брак и семья как социальные институты и их функции
Когда говорят о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называют семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно инс ...
Политическая психология и политическая идеология
В качестве специфических проявлений политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология. Важнейшее проявление политического сознания масс — их политическая психология.
Политическая психология предстает как е ...
Необходимость оказания социальных
услуг органами местного самоуправления
Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг служит важнейшей составной частью муниципал ...
|