Психологическая поддержка безработных. Понятие психологической поддержки безработных
Страница 2
Статьи по социологии » Психологическая и социальная поддержка безработных » Психологическая поддержка безработных. Понятие психологической поддержки безработных

Меняется также пространственная организация поведения. Для безработного становится несущественным разделение пространства на домашнее и рабочее.

Оказавшись в состоянии безработицы (тем более хронической), люди теряют ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе, то есть происходит маргинализация. Новые (связанные с изменениями социально-экономической структуры и безработицей) маргинальные группы определяет как социально - профессиональные группы в современной социальной структуре, переживающие наиболее значительные, интенсивные, масштабные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений, обусловленные внешними, кардинально и необратимо изменившимися социально-экономическими и политическими условиями.

Степень маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид (является ли эта ситуация постоянной и центральной частью его жизни), и степень его адаптации. Объективные показатели степени маргинальности - продолжительность, неизменность ситуации, обусловленность внешними обстоятельствами, фатальность (отсутствие возможностей изменить ее или ее составляющие в положительном направлении); субъективные показатели - возможности и мера адаптации, самооценка вынужденности или добровольности изменения социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладание пессимизма или оптимизма в оценке перспектив[2].

На степень маргинальности влияет психологическая неготовность к смене занятий, изменению положения, а также способность переучиваться, способность к перемене работы, подработкам, занятию малым бизнесом, открытию своего дела, самозанятости, к смене места жительства и другим видам мобильности; возраст, семья, наличие работников, дополнительных источников дохода (приусадебное хозяйство и т.п.), знакомства, связи исследования показывают, что адекватно оценить ситуацию на рынке труда и свои шансы труднее работникам, имеющим большой производственный стаж и высокий уровень образования, квалификации. Кроме того, высокий уровень образования часто является психологическим фактором, затрудняющим переобучение. Конъюнктура российского рынка труда сейчас такова, что подавляющее большинство вакансий - это рабочие профессии, поэтому возможность трудоустройства чаще всего связана с понижением профессионального статуса.

Среди безработных женщин больше всего специалистов с высшим образованием в основном в возрасте 35-45 лет. Особенности этой группы определяются высоким образовательным и профессиональным уровнем, а также стремлением поддержать свой социально-психологический статус. Поэтому стрессовое состояние женщин, потерявших работу, усугубляется невостребованностью обществом их знаний и имеющегося профессионального опыта. Таким образом, получается, что именно женщины с высшим образованием имеют сегодня наибольшие шансы потерять работу и, напротив, наименьшую вероятность повторного трудоустройства в соответствии с полученной профессией.

Многие женщины более подвержены действию стереотипов, более инертны, проявляют меньшую активность при поиске работы, уровень их профессиональной и социальной мобильности снижен.

Кроме того, их приверженность к прежней профессии часто носит не содержательный, а, скорее, инерционный характер. Для поведения большинства безработных на рынке труда характерны социальный и профессиональный консерватизм, неуверенность в собственных силах и возможностях, низкая социально-профессиональная мобильность, тревога о сохранении семьи в связи с профессиональным успехом (у женщин).

Типичен для многих безработных синдром "выученной беспомощности" - делегирование ответственности за решение проблем своей профессиональной занятости различным социальным институтам.

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению опеки и привычного образа жизни. Вот почему воп ...

Социальная мобильность
Социальная структура любого общества - не являет собою нечто на века неподвижное и незыблемое. Напротив, она находится в процессе непрерывного изменения. Эти изменения, происходящие в социальной структуре, их направление, темпы и характер ...

Регионализация как тенденция мирового развития
К числу движущих сил регионализации причисляют не только государства, но и неправительственные структуры (экономические "группы интересов", общественные организации, политические партии и т.д.). Мировой регионализм является одни ...