Роль справочно-правовых систем в правовой информатизации общества
Страница 1
Статьи по социологии » Социальная коммуникация и ее выражение в справочном консалтинге » Роль справочно-правовых систем в правовой информатизации общества

Поступательное развитие общества как следствие научно-технического прогресса сегодня все более и более делает его информационным. Процесс информатизации всех сфер общественного производства динамично набирает обороты, что актуализирует рост значимости информации в нашем обществе, поэтому в данной работе будет изучена роль справочно-правовых систем как одного из основных инновационных каналов правовой информатизации общества.

Компьютерная справочно-правовая система (СПС) - это систематизированный, юридически обработанный и оперативно обновляющийся массив правовой и справочной информации в сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами. Сегодня на российском рынке информационных услуг работает около двух десятков фирм-разработчиков юридических компьютерных систем, при этом более 90% рынка заняты двумя продуктами – СПС ГАРАНТ (производитель НПП «Гарант – Сервис») и СПС Консультант-Плюс (производитель – НПО «ВМИ»).

В основу данной статьи положены материалы социологического исследования, проведенного автором в январе-феврале 2008г. в Нижегородской области среди 300 экспертов (клиентов группы компаний Гарант-ИРБИС), а также 100 представителей компаний различных форм собственности и сфер деятельности, не являющихся клиентами указанной компании и взятых в качестве контрольной выборки.

В результате исследования было выявлено серьезное различие между представителями двух исследуемых групп в плане отношения к правовой информации и к основным каналам правовой информатизации. Так, большинство экспертов (64%) предпочитает самостоятельный поиск документов и анализ содержащейся в них информации для поиска ответа на свой вопрос в доступных источниках, в то же время более половины представителей контрольной выборки (55%) большее предпочтение отдает консультации со специалистом в сфере права.

Также в ходе исследования респондентам было предложено оценить по ряду критериев основные каналы правовой информатизации: телевиденье, газеты и журналы, СПС, Internet, помощь специалиста в сфере права. Анализ полученных данных дал возможность говорить о том, что наиболее существенными и удовлетворяющими потребности респондентов обеих групп являются СПС и помощь специалиста в сфере права. Причем, эксперты по всем показателям выше оценивают СПС, а представители контрольной выборки дают приблизительно одинаковые оценки обоим каналам. В частности, на высокую достоверность информации, полученной в СПС, указывает 64% экспертов и 51% населения, а полученной от специалистов – 23% экспертов и 50% населения. На высокую степень доверия к СПС указывает 63% экспертов и 42% населения, а на доверие к работе специалиста – 27% экспертов и 45% населения.

Потребность в обращении к справочно-правовой информации, как в служебных целях, так и в личных, чаще всего возникает у экспертов. Так, ежедневно к такой информации в служебных целях обращается 49% экспертов и 13% представителей населения, а в личных целях лишь 7% и 5% респондентов соответственно. Приблизительно одинаковые группы экспертов и представителей населения обращаются к справочно-правовой информации раз в неделю: в служебных целях – 39% экспертов и 31% населения; в личных целях – 31% и 19% соответственно. С частотой раз в месяц к подобной информации в служебных целях обращается лишь 8% экспертов и 30% населения, а в личных целях – 30% экспертов и 41% населения. Примечательным является факт того, что как среди экспертов, так и среди рядовых граждан ничтожно мала доля лиц, у которых потребность в обращении к справочно-правовой информации практически не возникает (обращения с частотой: раз в год): в служебных целях - 2% экспертов и 11% населения; в личных целях – 10% и 11% соответственно. Таким образом, очевидно, что у экспертов значительно чаще возникает потребность в получении справочно-правовой информации в служебных целях, чем у представителей рядового населения. Вместе с тем, потребность в получении такой информации в личных целях достаточно высока у представителей обеих групп респондентов. Соответственно, отсюда возникает логичный вопрос: а как часто они реализуют свои потребности в информации? Как часто они обращаются к справочно-правовой информации?

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Измерение бедности
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает значительную или незначительную часть населен ...

Проблемы трудоустройства выпускников
Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Как отмечают ряд экспертов, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительно ...

Виды патронатного воспитания, применяемые в детском доме «Гнездышко»
Устройство на длительный срок. Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). Экстренное устройство на патронатное воспитание. Устройство детей-инвалидов. Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни ...