Эволюционный подход к обществу
Страница 2
Статьи по социологии » Социальная революция Спенсера » Эволюционный подход к обществу

История, по мнению Спенсера, не является продуктом сознательного творчества социальных групп или отдельных личностей, напротив, сама деятельность, ее цели и намерения должны получить естественное обоснование в законах социальной эволюции. Ссылки на неповторимость и уникальность исторических событий опровергаются очевидной статистической регулярностью повседневных поступков людей, к тому же абсолютной повторяемости в мире нет вообще.

Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

Размышляя о специфике социологии, Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно; путем сравнения множества данных. Социальные факты для Спенсера - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т.п.

Спенсер не предлагает четких критериев объективности наблюдения в социологии. Обобщая исследовательскую практику он тщательно перечисляет возможные трудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняет установление причинно - следственных, мифологизацию исторических событий: трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий, влияние стереотипом массового сознания, в том числе сословных и классовых предрассудков.

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. Спенсер не дает строгого определения этого центрального политология своей теоретической системы. Но из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям.

Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или "общественного договора" как ответ на рост численности популяции; согласно общему закону - прирост ассы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций

Социальные институты - органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как структурных элементов общества оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.

Как и Конт, Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии раскрывает взаимосвязь между типом общества н типом семьи, исследует изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны.

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

История и современное состояние сельской местности
Значительное время сельское население являлось поставщиком малоквалифицированной рабочей силы для реализации планов социалистического строительства в стране. Ученые определяют две таких волны в 28-30 годы для обеспечения индустриализации ...

Понятие «теории среднего уровня»
Любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом, не на установление наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в к ...

Общие технологические приемы в социальной работе
Социальная работа это многофункциональная профессиональная деятельность. По своему организационно-формальному признаку ее можно представить как систему процедур, приемов и методов, осуществляемых в процессе решения сложных и слабостуктури ...