Но жизнь того времени способствовала развитию нищенства, бродяжничества. «Церковные и богадельные люди» были по существу профессиональными нищими, которые образовывали вокруг церквей и монастырей целые поселения. Соборы и церкви имели своих «штатных» нищих – по 10-12 человек, которые получали милостыню деньгами [2,c.245].
В условиях феодальной раздробленности, нашествия татаро-монгол Русская Православная Церковь становится единственным прибежищем для нуждающихся, престарелых и убогих людей. Она берет на себя функции благотворительности: кормила странников, богомольцев, всех, кто стекался к ней в период бедствий, войн, голода. Чудов монастырь в Кремле в XIV веке «открыл гостеприимный кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей и старцев, в особенности для южных славян и греков, которые находили в нем приют, подолгу в нем проживали и, умирая, бывали погребаемы на его же кладбище» [2,c.246].
Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения пыталась дать правильную организацию благотворительности и достигла в этом значительных высот. Церкви и монастыри сделались сборным местом крупных пожертвований, которые расходовались на устройство приютов для разного рода нуждающихся и на раздачу милостыни под наблюдением духовенства. Но, будучи в зависимости от общественных условий и степени развития общества, церковная благотворительность действовала весьма различно в разные времена и в разных странах. Существенный ее недостаток везде заключался в том, что более всего имелось обилие подаяний и не всегда при этом обращалось достаточное внимание на достоинство просящего.
Таким образом, случалось, что около бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров благотворительности погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само испрашивание милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена [3,c.110-111].
Подобные статьи:
Этапы, агенты и средства социализации
Социализацию принято разделять на две стадии:
первичная стадия (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; педагоги, ближайшее окружение.
вторичная стадия охватывает период от зрелости до смерти: в нее входят; ...
Методы альтруистической трансформации.
Существует около 30 подобных методов, известных науке. Все эти приёмы ранжируются по сложности от самых простых до самых утончённых. Среди наиболее простых приёмов: формирование условных рефлексов, привычек, контроль за вегетативной нервн ...
Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей. Генезис отношения к пожилым людям в обществе
Социальные проблемы старения возникли вместе с развитием общества. Они выражались в том, какую позицию занимало общество по отношению к стареющим и старым людям и какое фактическое место занимали старые люди среди других возрастных групп ...
|