Заключение

Рассмотрев все аспекты социализации подростков, влияние на этот процесс разнообразных агентов и институтов социализации необходимо подвести итог.

Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности подростка в обществе является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне подростка самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют.… Если бы подросток в такой «пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях подросток может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью – значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.

Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на подростка, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу?», то сегодня к нему прибавляется еще один: «Какое общество должно быть в современном мире, чтобы дать подростку, как представителю будущего поколения, тот багаж знаний, который так необходим ему для нормального сосуществования с другими людьми, не нанося ущерб его человеческому достоинству?» Специалисты разных областей ищут ответ на этот вопрос.

Процесс социализации подростка протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом подросток формирует свой Я – образ на основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, подросток принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я – образ, подросток социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.


Подобные статьи:

Сущность и структура основных социальных институтов
Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризуют общество на макроуровне. И для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными д ...

Соотношение фактов демографического потенциала и роста экономики в России в XXI веке
В период экономического кризиса и связанной с ним депопуляции населения (в 90-е годы прошлого столетия) наша страна по показателям экономической мощи и экономического развития оказалась отброшенной назад на 15–20 лет, её доля в мировом пр ...

Латентная стадия. Открытая стадия
Взаимные действия сторон приводят к изменению ситуации. Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет пусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям, направленным на ущемление интересов друг дру ...