Усиление влияния информационных преобразований на развитие международных отношений обусловлено рядом особенностей самой информации. Первая особенность - информация не только не уменьшается или не исчезает при своем масштабном использовании, но и является исходной базой для формирования ее новых видов и, соответственно, нового качества. Вторая особенность - информация представляет собой первооснову для выработки и принятия решений на всех уровнях управления, в том числе уровне глобального управления. Третья - особенность информация обладает "эффектом Эдипа", т.е. способностью воздействовать на умы и поведение отдельных людей и общества в целом.
Формирование глобального информационного общества происходит, прежде всего, под воздействием прогресса новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с глобализацией рынков, как внутри отдельно взятой страны, так и на международной арене. Отсюда следует, что для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие усилия со стороны государства как органа, способного наиболее полноценно выражать интересы всего общества (Чернов, 2002).
Создание глобального информационного общества требует преодоления информационных диспропорций, существующих в современном мире между отдельными странами и регионами, а также информационных диспропорций, имеющихся внутри самих государств, например, между различными социальными группами. Из-за таких диспропорций, задачи построения информационного общества приобретают различную степень актуальности для разных стран. В связи с активизацией информационного взаимодействия, его переплетением с экономическим взаимодействием имеющиеся информационные диспропорции оказывают возрастающее влияние на политику, экономику и культуру.
Особый интерес с точки зрения измерения таких диспропорций представляет публикуемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), начиная с 2001 г., ежегодный доклад по глобальным информационным технологиям, обобщающий данные более чем о 100 странах. Эксперты ВЭФ при ранжировании их информационного развития опираются исключительно на данные национальной статистики, которые позволяют представить возможности вхождения той или иной страны в глобальное информационное общество.
Группу стран-лидеров в данной сфере возглавляют США, которые приступили к разработке концепции информационного общества в начале 90-х гг. В 1993 г. вице-президент США А. Гор использовал понятие "информационная супермагистраль". За США в области информационного развития следуют Сингапур, Финляндия, Швеция, Дания, Канада, Швейцария, Норвегия, Австралия и Исландия. Россия в рейтингах информационных технологий находится в шестом десятке. Ниже - Марокко, Египет, Шри-Ланка, Болгария, Вьетнам, Филиппины, Перу, Танзания. В последние годы в России намечается осознание того, что по мере вхождения в информационное общество перед страной могут открываться новые внешнеполитические возможности. В 1996 г. был принят федеральный Закон "Об участии в международном культурном обмене".
Чтобы оставаться в числе стран, влияющих на мировую политику и в значительной степени определяющих ее, России необходимо усилить активность в формировании глобального информационного общества. Еще в конце 2001 г. РФ вынесла на рассмотрение Первого комитета Генассамблеи ООН резолюцию "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Однако, по данным Института развития информационного общества, 64% населения РФ не испытывают желания или необходимости пользоваться Интернетом.
Эта цифра получилась в результате сложения методологии Центра международного развития Гарвардского университета "Готовность к сетевому миру" (Readiness for the Networked World) и актуальными для российских реалий областями оценки: человеческий капитал, бизнес-климат, использование ИКТ в культуре. Здесь проявляется "эффект сырьевой экономики". Ярче всего он виден при сравнении двух глобальных рынков: мировой рынок нефти оценивается приблизительно в 650 млрд долл., доля России в нем - 16%; мировой рынок ИКТ - около 1 трлн долл. Доля России в нем представляет сотые доли процента (Ваганов, 2004).
Подобные статьи:
Социальная поддержка безработных
Социальная поддержка - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее к ...
Дескриптивная социология Платона. Изменение и покой
Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них.
Платоновская социология представляет собой своеобразную смесь теоретических спекуляций с острым видением фактов. Ее спекулятив ...
Предоставление государственной услуги по социальной
и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Одной из государственный услуг, оказываемых управлением по труду и занятости населения Белгородской области является психологическая и социальная поддержка безработных.
В центрах занятости в качестве одной из основных форм психологическо ...
|