Создание глобального информационного общества и международные отношения
Страница 1
Статьи по социологии » Регионализация и глобализация как тенденции мирового развития » Создание глобального информационного общества и международные отношения

Усиление влияния информационных преобразований на развитие международных отношений обусловлено рядом особенностей самой информации. Первая особенность - информация не только не уменьшается или не исчезает при своем масштабном использовании, но и является исходной базой для формирования ее новых видов и, соответственно, нового качества. Вторая особенность - информация представляет собой первооснову для выработки и принятия решений на всех уровнях управления, в том числе уровне глобального управления. Третья - особенность информация обладает "эффектом Эдипа", т.е. способностью воздействовать на умы и поведение отдельных людей и общества в целом.

Формирование глобального информационного общества происходит, прежде всего, под воздействием прогресса новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сочетании с глобализацией рынков, как внутри отдельно взятой страны, так и на международной арене. Отсюда следует, что для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие усилия со стороны государства как органа, способного наиболее полноценно выражать интересы всего общества (Чернов, 2002).

Создание глобального информационного общества требует преодоления информационных диспропорций, существующих в современном мире между отдельными странами и регионами, а также информационных диспропорций, имеющихся внутри самих государств, например, между различными социальными группами. Из-за таких диспропорций, задачи построения информационного общества приобретают различную степень актуальности для разных стран. В связи с активизацией информационного взаимодействия, его переплетением с экономическим взаимодействием имеющиеся информационные диспропорции оказывают возрастающее влияние на политику, экономику и культуру.

Особый интерес с точки зрения измерения таких диспропорций представляет публикуемый Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), начиная с 2001 г., ежегодный доклад по глобальным информационным технологиям, обобщающий данные более чем о 100 странах. Эксперты ВЭФ при ранжировании их информационного развития опираются исключительно на данные национальной статистики, которые позволяют представить возможности вхождения той или иной страны в глобальное информационное общество.

Группу стран-лидеров в данной сфере возглавляют США, которые приступили к разработке концепции информационного общества в начале 90-х гг. В 1993 г. вице-президент США А. Гор использовал понятие "информационная супермагистраль". За США в области информационного развития следуют Сингапур, Финляндия, Швеция, Дания, Канада, Швейцария, Норвегия, Австралия и Исландия. Россия в рейтингах информационных технологий находится в шестом десятке. Ниже - Марокко, Египет, Шри-Ланка, Болгария, Вьетнам, Филиппины, Перу, Танзания. В последние годы в России намечается осознание того, что по мере вхождения в информационное общество перед страной могут открываться новые внешнеполитические возможности. В 1996 г. был принят федеральный Закон "Об участии в международном культурном обмене".

Чтобы оставаться в числе стран, влияющих на мировую политику и в значительной степени определяющих ее, России необходимо усилить активность в формировании глобального информационного общества. Еще в конце 2001 г. РФ вынесла на рассмотрение Первого комитета Генассамблеи ООН резолюцию "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Однако, по данным Института развития информационного общества, 64% населения РФ не испытывают желания или необходимости пользоваться Интернетом.

Эта цифра получилась в результате сложения методологии Центра международного развития Гарвардского университета "Готовность к сетевому миру" (Readiness for the Networked World) и актуальными для российских реалий областями оценки: человеческий капитал, бизнес-климат, использование ИКТ в культуре. Здесь проявляется "эффект сырьевой экономики". Ярче всего он виден при сравнении двух глобальных рынков: мировой рынок нефти оценивается приблизительно в 650 млрд долл., доля России в нем - 16%; мировой рынок ИКТ - около 1 трлн долл. Доля России в нем представляет сотые доли процента (Ваганов, 2004).

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Смертная казнь: за и против
История человечества развела многих знаменитых людей по разные стороны этого барьера. Кант, например, считал смертную казнь не просто справедливым, но в ряде случаев и "наилучшим" наказанием, особенно в применении к убийцам и к ...

Социальное взаимодействие. Сущность социального взаимодействия
Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель всегда находятся в физическом или мысленном окружении дру ...

Корпоративный имидж. Структура имиджа организации
Имидж имеет не только «человеческий» облик. Он является неотъемлемой частью любой корпорации (фирмы, предприятия, организации, объединения). Сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения фирмой устойчивого и продо ...