«Общество» – основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения. Другими словами, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.
Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что семья и селение как особые типы общения отличны от государства и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы – высшего вида взаимного общения.
В Средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в XVI в. в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В XVII в. английский философ Т. Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения этого договора. XVIII в. характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты А. Смит и Д. Юм определили общество как трудовой союз людей, связанных разделением труда, а философ И. Кант – как человечество, взятое в историческом развитии.
Начало XIX в. было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г. Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных. Основоположник социологии О. Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.
По Э. Дюркгейму, общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий. По К. Марксу, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.
Подобные статьи:
Социальная диагностика в технологиях социальной работы
В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями — родителей, мужа или жены, друзей, коллег и т.д. Это делается для того, чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социально ...
Наркотики
Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей. С одной стороны, злоупотребление спи ...
Общее понятие о расе.
« .В антропологии разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду достаточно отличные понятия. Приведем несколько определений для примера.
« .Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхожде ...
|