В третьей главе рассматривается государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения, исследуется формы, принципы социального обслуживание пожилых людей, проводится анализ положения социальной защиты пожилых людей в Ставропольском крае.
Старение населения России как социально-демографический процесс происходит одновременно с возрастанием общей смертности населения, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. В настоящее время проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно, не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни всем пожилым людям. Отмечаются значительные различные региональные различия положения пожилых людей.
Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения - устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.
Система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.
Социально-экономические преобразования в России усилили проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном уровня. Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
Социальная помощь пожилым и старым людям – это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.
Социальное обслуживание населения в современных условиях стало одним из механизмов регулирования уровня социальной напряженности общества, предупреждения назревающих социальных взрывов. Эта система, реализуя своей деятельностью приоритетные направления социальной политики государства, адаптирует потребности и интересы пожилых людей к меняющимся условиям жизни.
Таким образом, анализ социально-демографического состава пожилых людей выявил ряд характерных особенностей, которые необходимо учитывать в социальной политике и социальной работе:
1) среди лиц старше трудоспособного возраста продолжается смещение возрастной структуры в сторону людей более старшего возраста. В Российской Федерации среди населения старше трудоспособного возраста удельный вес лиц обоего пола, достигших 70 лет и старше, составлял в 1979г. 36, 5%, 1999г. - 41%; 2007г. - 43%;
2) численность женщин среди пожилых значительно превышает число мужчин. Соотношение мужчин и женщин в возрасте 70 лет и старше в Российской Федерации в настоящее время составляет 1: 2,5%;
3) большинство пожилых людей, проживающих в городской местности, являются маргиналами первого поколения, нуждаются в адресной социальной поддержке, ибо на уровень их материального положения никак не влияют материальные ценности, накопленные их родителями, прародителями. Они просто были утрачены вследствие миграционных перемещений и других причин;
4) растет удельный вес одиноких пожилых людей, среди женщин их значительно больше. Больше половины одиноких не поддерживается, не имеет связей ни с кем из родственников;
6) в составе пожилых людей высок удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием;
7) очень велика зависимость материального положения пожилых людей от государства, эффективности проводимой им социальной политики;
8) в России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Изучение нуждаемости обследованных свидетельствует, что почти 80 процентам из них требуются медико-социальная помощь и услуги социально-бытового характера.
В Ставропольском крае в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представленная 34 государственными учреждениями социального обслуживания - центрами социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг.
Подобные статьи:
Социология столичности. Столичность как центр государств
Столичность, будучи геополитическим атрибутом городов, определяется формальным признаком пребывания в городе Главы государства, Правительства, Законодательных собраний и центральных Судейских органов. Формальность этого признака очевидна, ...
Рекомендации по усовершенствованию технологии социального обеспечения в
Российской Федерации.
Решение накопившихся социальных проблем с начала 2000-х годов предполагает проведение глубоких структурных преобразований в сфере социального обеспечения, которые должны обеспечить перераспределение социальных расходов в пользу наиболее н ...
Социально – демократический портрет молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи отно ...
|