Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве
Страница 4
Статьи по социологии » Старость как социальная проблема » Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве

Анализ практики социальной защиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественная история социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественному и частно-церковному. Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в. В начале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которые содержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носили дифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные, приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступали государство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивной интеллигенции[21].

Призрение немощных престарелых полностью находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как за счет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественного призрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий[22].

В конце XIX века по всей стране были открыты сотни богаделен, в которые принимались престарелые и неспособные к труду лица всех сословий, не имеющие собственных средств для содержания себя. В некоторые богадельни к приему допускались только постоянные жители города и притом прожившие в пределах прихода не менее полугода[23].

Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.

Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открытия [24].

В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения стариков, положительное отношение к благотворительности.

В конце XIX в. начинает создаваться и постепенно развиваться сеть благотворительных заведений, об­щественных организаций защиты престарелых («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попече­ния о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.)[25].

В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направле­ния помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:

- государственное призрение;

- земская общественная помощь;

- частная добровольческая благотворительность.

Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного ря­дом факторов[26]:

- с одной стороны, церковь как важнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам и без­надзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальной работы с ними общественным и общественно-государственным организациям;

Страницы: 1 2 3 4 5


Подобные статьи:

Особенности подросткового алкоголизма
О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становлен ...

Основные тенденции гендерных отношений. Гендер и гендерное самосознание
Пол – это определенность человека, возникающая из различной роли в воспроизведении людей, сопровождающаяся первичными и вторичными половыми признаками и включающая в себя тип сексуальности и половую идентичность. Примерно то же значение э ...

Правый экстремизм
Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют ...