Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве
Страница 3
Статьи по социологии » Старость как социальная проблема » Формы поддержки пожилых людей в Российском государстве

Таким образом, начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты нуждающихся престарелых.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Там всегда жило множеств немощных старцев, нищих, слепых, хромых и прокаженных, которые питались от монастыря, получая десятую часть всего монастырского имения.

Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыне, Сергий Радонежский и др. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботиться о стариках и детях.

Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь - немощным старикам и детям.

В городах устраивались «убоги и божьи дома» для немощных старцев и больных, стали появляться и другие закрытые заведения[18].

Первое богоугодное заведение для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславском Троицком монастыре в начале ХYI в. Впоследствии Петр I использовал и узаконил этот опыт, предписывая специальным указом создавать богадельни.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи - стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек [19].

Третий этап с начала XVII века до реформы 1861 года. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.

Но более всего истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, «нищие, больные и престарелые» определялись в дома Святейшего патриарха (1701г.) и Московские богадельни (1710г.).

С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными[20].

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

Четвертый этап с 60-х годов XIX века до начала XX века. Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов соци­альной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отк­лонениями, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий).

Страницы: 1 2 3 4 5


Подобные статьи:

Государство – ведущее звено политической системы
Главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства решающим образом воздействуют на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает пр ...

Нация и раса.
Необходимо строго различать два весьма разных понятия — нация и раса. Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации раса есть совокупность людей, обладающих общностью физ ...

Джордж Хоуманс: "Взаимодействие как обмен".
На повседневный вопрос: "Как вы поживаете?" или "Как дела?", большинство людей отвечают: "Спасибо, отлично", даже если они немного простужены или чем-то недовольны. Это создает легкость и удобство в общении. ...