Социальные функции денег
Страница 2

Социальные функции денег тесно переплетаются с функциями культуры, как таковой, поскольку деньги в некотором смысле, сами по себе культура, её срез .

Таким образом, социальными функциями денег являются:

1) традиционная функция денег историко-культурологическая. В условиях глобализма происходит стирание национальных особенностей во всех сферах общественной жизни, в том числе, в денежном обращении. С 2002 г. в 12 странах Европейского союза единой валютной единицей стал евро. На всех купюрах исчезли прежние историко-культурологические характеристики, отражаемые в идеолограммах. На реверсе монет теперь изображены абстрактные картинки-графити, а не символика ЕС (12 звезд).На аверсе- национальная символика, не имеющие ничего общего с реальной историей, конкретными событиями и деятельностью исторических личностей стран Западной Европы. Это одна из негативных сторон процесса глобализации, стирающего традиционную социальную функцию денег — историко-культурологическую. С точки зрения социальной - это путь к эрозии массового патриотического сознания и замене его космополитическим.

2) Вторая социальная функция - статусная - отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе, в конкретных сферах жизнедеятельности. Деньги в форме средства оплаты труда работника всегда в значительной мере определяли его положение и социальные возможности.

3) Третья социальная функция денег, связанная со статусной, — социально - стратификационная отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома». В итоге к началу XXI века Россия стала страной глубокой социальной поляризации, в которой уровень жизни 10 % наиболее богатого населения минимум в 15-20 раз выше, чем 10% наименее обеспеченного населения. 36% населения живут ниже уровня бедности.

Исходя из сложившегося уровня жизни, сегодня среди населения можно выделить 5 групп потребительского статуса, основу которого составляет разная денежная способность россиян.

Первую группу потребительского статуса образуют те, кто «едва сводит концы с концами» и кому «денег хватает только на продукты» (21,5% опрошенных). Преимущественно это люди в возрасте 50 лет и старше, имеющие образование ниже среднего; главным образом женщины. Вторая группа потребительского статуса объединяет людей, которым «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения». Таких 42% респондентов. Третья группа потребительского статуса объединяет россиян, которым «денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является затруднительной»(28%). Это в основном молодые люди, мужчины, в возрасте до 29 лет, имеющие высшее и незаконченное высшее образование; несколько меньше - в возрасте от 30 до 49 лет. Четвертую группу потребительского статуса (8,2%) образуют те, кто «могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но для них затруднительно покупать вещи действительно дорогие». И, наконец, архиминимальной по объему (0,3%) является пятая статусно - потребительская группа, объединяющая россиян, которые могут позволить себе достаточно дорогие покупки - квартиру, дачу, и многое другое.

4) Четвертая социальная функция денег — регулятивно-поведенческая, — регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.

5) Пятая - своеобразная социальная функция денег - конфликтогенная. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта. Достаточно вспомнить аферы МММ, Чара- банка, банка «Империал», Властелины и др., приведшие к массовому обворовыванию доверчивого населения, маршам протеста обманутых вкладчиков к Дому правительства, к пикетированию банков-аферистов, судебным искам. После кризиса 1998 г. количество пострадавших вкладчиков банков, переданных для санирования в АРКО, составило 1,5 млн. человек. На сегодняшний день свои вклады смогли вернуть около 1,4 млн. человек. Сегодня в коммерческих банках лежат сотни миллиардов денег в рублях и в валюте. Где гарантии, что банки выполнят все обязательства перед вкладчиками и не вызовут новых социальных конфликтов?

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Стадии социализации.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации нужно выделит начальную , или ранн ...

Качества благочестивой жены
Послушание мужу (Ефес.5:22-24). v Почитать, уважать мужа v Средство защиты – под властью мужа v Не рабство, а свобода v Активное участие в семейных делах Мудрость (Пр. 14:1). Умение понимать мужа и удовлетворять его потребности (Гал ...

Определение цели социологического исследования
Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную орие ...