Инновации и социальная сфера жизни современного общества
Страница 1
Статьи по социологии » Инновации и информатизация с позиции общества » Инновации и социальная сфера жизни современного общества

С точки зрения современного состояния мироустройства и социокультурных аспектов глобализации важность и значимость инноваций во всех сферах жизни общества трудно переоценить. Сам термин, который со все возрастающей частотностью встречается на различных носителях информации и в различных областях научного знания, имеет достаточно длительную историю своего развития. Эволюционируя, он приобрел множество истолкований и собственных производных. Но, в данный момент, трудно говорить, что сложилась четкая традиция употребления и использования термина «инновация». Итак, сделаем краткий экскурс в прошедшие столетия.

Впервые слово инновация было использовано французами в 1297 году и вплоть до ХХ века упоминается исключительно в лингвистике, процессуальном праве и ботанике как узкий специальный термин. В научных исследованиях понятие «инновация» появилось в ХIX веке, и получило широкое использование в этнографических исследованиях.

Оно связывалось в основном с процессом диффузии как процессом введения элементов одной культуры в другую. Наряду с этим при возрастании интереса к термину инновация весь двадцатый век происходит процесс преодоления неопределенности и многозначности его употребления. Достаточно развернутый и исчерпывающий анализ «инновации» дает нам научная работа Ю.А. Карповой. Автор предлагает остановиться на двух аспектах: первый, понятие «инновация» обозначает некий результат (новшество, крупное новшество, внедренное новшество) и, второй, оно обозначает и процесс внедрения новшества (введение новшества, акт инновации и т.п.)12.

Другими словами, «инновация» может быть и продуктом деятельности социальных групп и самой деятельностью субъекта. Как справедливо замечет Ю.М. Плотинский, необходимо учитывать также, что специфика инноваций в различных сферах жизни общества существенно затрудняет формулировку единого, удобного для всех случаев определения13 Близкой к социологии является определение «инновации», принятое в социальной культурологии. Так, инновация понимается как изобретение новых идей, образов, принципов действия, политических и социальных программ, выработка новых форм деятельности, организации общества или его институтов, появление нового стиля мышления или чувствования.

Носителями новаторства могут выступать пророки, мудрецы, правители, деятели культуры, ученые или новаторские группы, стремящиеся повысить свой статус, выделиться в данном обществе, часто являющиеся в нем "авангардом", "диссидентами" или "маргиналами". Среди носителей новаторства часто оказываются выходцы из других стран, а также представители активных слоев общества, не находящие себе достойного места в существующей общественной системе.

Обобщая опыт ученых можно сказать, что термин инновация зачастую рассматривается в дихотомии с традицией. Другими словами, инновация – это явление (или факт) культуры, который противостоит традиции. Таким образом, любое изобретение человечества, изменившее жизнь многих обществ можно причислить к «инновационному продукту». И таких «продуктов» было не мало – использование огня, изобретение колеса, изобретение книгопечатания и т.п. Все эти и многие другие достижения и приобретения человечества дали ему возможность переходить от одного типа развития к другому. Соответственно, одно это уже наталкивает исследователя на мысль, что изменяются все элементы общества и инновации пронизывают все его структуры.

Если перейти от элементов и структур к «живым» носителям (индивиду, социальной группе, социальной общности и обществам), то встает вопрос о деятеле или агенте социальных изменений. И здесь, казалось бы, очевиден ответ - те, кто инициирует инновации, те и идентифицируются как инноваторы. Вот тут и возникает сложность изучения, так как априори все субъекты инновационных процессов потенциально могут стать инноваторами.

Таким образом, можно различить два уровня исследовательского интереса: во-первых, формирование социологической концепции инновации на различных этапах и, во-вторых, анализ существующих тенденций и практик использования термина «инновация». Предварительный обзор дает нам основания утверждать, что собственно социологическая концепция инновации включает в себя результаты усилий многих ученых, которые являются представителями экономики, социальной культурологии, психологии и ряда других наук.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Организация досуга
Уделять больше внимания подросткам и молодёжи. 'Возродить спортивные секции для молодежи'; 'больше спортивных комплексов для студентов, бесплатно – главное'; 'занимать молодежь чем-то полезным: спорт, культурные мероприятия'; 'больше о ...

Диггеры
Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира . Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они ...

Молодежь как социальная общность и объект социального изучения
Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Социология молодежи - область с ...