Мораль. Понятие и сущность морали
Статьи по социологии » Моральная оценка личности » Мораль. Понятие и сущность морали

Мораль

(от лат. moralitas - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores - нравы, обычаи, мода, поведение) - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.[1]

Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов.

Она теснейшим образом связана с проблемой человека и его сущности. Мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принципиально отличаться от животного стада.

Являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Таким образом, мораль

— это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание. Оно является отражением в сознании людей отношения к нравственным нормам в предельно широком спектре позиций: от утверждения этих норм и словом и делом, до негативного их восприятия и поведения, соответствующего отрицательному отношению к нравственным нормам.

Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм и др.). Мораль эффективна лишь тогда, когда ее нормы внедрены в индивидуальное сознание (средствами образовательно-воспитательной системы, СМИ и др.) и находят в нем живой отклик. Этому способствуют многообразные моральные представления, моральные переживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности.

Нравственность

— степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей.[2]


Подобные статьи:

Приложения
Приложение 1 Анкета Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности Уважаемые сотоварищи! Ваша готовность к социально-педагогичес­кой деятельности может рассматриваться в трех уровнях : личностная, теоретичес ...

Десоциализация и Ресоциализация.
Социализация проходит этапы, совпадающие жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизн ...

Иные типологии конфликтов
Возможны и другие виды классификации конфликтов: по количеству участников, по степени урегулированности, по мотивам и т.д. (приложение 1). По сути дела, основаниями для типологизации конфликта могут быть любые его характеристики. Таково, ...