Наблюдение классифицируется: по степени формализованности на стандартизованное и нестандартизованное; в зависимости от положения наблюдателя на соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).
Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным. Поэтому, наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.
По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие – не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.
В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением.
Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.
Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки.
Подобные статьи:
Но я другому отдана и буду век ему верна
Или отношения Дубровского и Маши. Ведь после освобождения невесты Маша не согласилась пойти с Дубровским, поскольку процесс зомбирования (свадьба) уже прошёл. То есть, блокирующие действие инстинктивных реакций после свадьбы было достаточ ...
Основные направления специалиста по социальной работе с подростками,
склонными к употреблению спиртных напитков
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит ...
Функции и дисфункции социальных институтов
Каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Между тем есть ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому. Среди них выделим:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношени ...
|