Методы диагностики социальной среды
Страница 3

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам индивид, являющийся центром внимания такой проблемы, может не осознавать ее наличия (ребенок, умственно отсталый человек, алкоголик или наркоман, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не могут ограничиваться решением проблем исключительно тех клиентов, которые обратились в учреждение социального обслуживания, — при всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.

Из арсенала средств социальный работник использует в первую очередь наблюдение, которое позволяет, во-первых, узнать оценку ситуации клиентом (клиентами), познакомиться с его (их) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист воспринимает как вербальную (словесную), так и невербальную информацию (мимика и интонация клиента, его жесты). Эти два потока информации, как правило, не совпадают, поскольку вербальное общение — это самопрезентация клиента, подчиняющаяся некоторым социальным правилам даже в том случае, если клиент не заинтересован в сознательном обмане. Каждый человек при коммуникативном взаимодействии скрывает черты своего характера, которые он считает своими недостатками; каждый хочет выглядеть наиболее привлекательно и проявлять свои лучшие качества (однако в конкретных условиях привлекательными для клиента могут считаться именно его недостатки). Клиент с большим артистизмом, видимой искренностью и убедительностью может создавать желаемый образ, чтобы манипулировать оказывающим ему помощь специалистом.

Наблюдение — это профессиональный атрибут общения социального работника с клиентом, используемый постоянно, независимо от того, на каком этапе технологического процесса происходит взаимодействие — диагностическом, терапевтическом, этапе кризисной интервенции и т.д. На основе поведения человека, совокупности его вербальных и невербальных сообщений делается вывод о его личностных особенностях, характере его социальных ролей. Наблюдение за семейными (групповыми) взаимоотношениями позволяет сделать вывод об их состоянии и функционировании.

На этом этапе специалист может прибегнуть к использованию инструментальных методов, групповых диагностических методик. Психология, социальная психология, прикладная социология располагают целым арсеналом методик, которые позволят получить соответствующую информацию об индивиде и его социальной ситуации. Конечно, эти методики во многом различаются: для применения некоторых из них недостаточно той профессиональной подготовки, которую получает специалист по социальной работе, — требуется специальное обучение, иногда с привлечением зарубежных инструкторов; другие методики, тоже весьма надежные, предусмотрены требованиями государственного профессионального стандарта обучения специалиста по социальной работе. Ряд методик требует наличия компьютерной техники для сбора и обработки информации, другие же более неприхотливы и могут быть использованы при выезде на дом к клиенту.

Специалисты по-разному оценивают валидность имеющихся методик и их эффективность. Возможно, выбор инструментария обусловливается не только ситуацией клиента, имеющимися организационными и техническими возможностями, но и личными пристрастиями и умениями социального работника[18].

Важное значение на данном этапе имеет также привлечение к социальной диагностике специалистов смежных областей деятельности.

Так, диагностика интеллектуального статуса и психического здоровья индивидов (особенно детей), проводимая психологами и психиатрами, может не только представить данные, крайне необходимые для понимания сущности затруднений клиентов и их семей, но и стать основой для выбора стратегии последующей работы с ними: психолого-педагогическая коррекция и выравнивание для содействия обучению детей в обычной школе, возбуждение процедуры рассмотрения случая на психолого-медико-педагогической комиссии для перевода ребенка во вспомогательную школу, лечение заболевания, которое обусловливает школьные и семейные трудности, и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Подобные статьи:

Юридические противодействия проявляются в следующих формах
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстр ...

Экологисты
Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно форм ...

Изучение потребностей женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальный портрет женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации
Время от времени каждый человек задумывается о возникающих в его жизни проблемах, являющихся для него причиной беспокойства и стимулом к активности в поиске людей или их групп, способных помочь в решении проблемы. В последнее время в роли ...