Цель и задачи курса

В настоящее время в высших учебных заведениях России изучается целый цикл гуманитарных наук, включающий в себя: историю Отечества, философию, экономическую теорию, политологию, социологию и культурологию. Необходимость введения курса культурологии обусловлена жизнью.

Сегодня задачи культурологии вместе с другими социогуманитарными науками заключаются в:

- формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

- развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

- привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, поиска новых путей развития, стремление к коренной трансформации общего типа цивилизации, веками складывавшейся в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозного), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общем кризисе художественной культуры, утрате ею понимания социального заказа на художественной отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

В определенной мере растерянность охватила и науку гуманитарно-обществоведческого профиля, лишившуюся жесткого каркаса одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.

В условиях коренной ломки российского общества, переоценки ценностей обнаружилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к этической дезориентации, ощущению распада привычных ценностных норм и самого социального смысла коллективного бытия общества. Образовавшийся вакуум стали заполнять различные псевдонаучные и около религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить образующуюся пустоту, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

Современное школьное образование не дает целостного представления о культуре. Так, например, в курсах всемирной и российской истории вопросы культуры теряются в массе социально-экономического и политического материала, не находят достаточного отражения проблемы взаимовлияния культур различных народов, их преемственности. Такой же отрывочный характер носит освещение вопросов культуры и ври изучении других гуманитарных и естественных дисциплин в школе.

Цели изучения культурологии:

- формирование навыков грамотного использования культурного наследия;

- воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через него и общества в целом;

- утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

- воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

Задачи курса культурологии:

1. дать представление об основных культурологических школах, направлениях и теориях ;

2. раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

3. изучить историю культуры России, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.


Подобные статьи:

Понятие социальной организации
Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Термин организация применительно к социальным объектам подразумевает: 1) некий ин ...

Основные теории возникновения неравенства
Почти одновременно с Марксом и в противовес ему свои представления о социальном неравенстве высказал Герберт Спенсер – автор естественно-органического учения о классах (1820-1903 гг). Стержень его подхода к общественному развитию – призна ...

Биография.
СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 21 января 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. В десятилетнем возрасте вместе с братом Василием покинул свой дом и ...