Становление основ социальной работы в отечественной пенитенциарной системе
Страница 3
Статьи по социологии » Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях » Становление основ социальной работы в отечественной пенитенциарной системе

При каждом месте заключения учреждались наблюдательные комиссии в составе: начальника места заключения, народного судьи (по месту дислокации учреждения), представители бюро профсоюзов. В работе этих комиссий принимали также участие прокурор, врач, другие специалисты. Комиссии осуществляли наблюдение за распределением заключенных, их переводами из разряда в разряд, предварительно обсуждались данные о личности заключенных для решения вопроса об их досрочном освобождении; рассматривались представления в распределительную комиссию о переводе заключенных из одного учреждения в другое, предоставление заключенным отпусков, разрешение свиданий определенным категориям заключенных; предложения в распределительную комиссию об отмене содержания под стражей; сообщение прокурору о фактах незаконного содержания под стражей.

Важным фактором становления психологических и педагогических методов социальной работы явилась правовая регламентация культурно-воспитательной работы в местах лишения свободы. К основным задачам культурно-просветительской работы исправительных учреждений отнес поднятие интеллектуального и гражданского развития заключенных путем сообщения им как общеобразовательных, так и профессиональных знаний, а также ознакомление с основами советского строя, правами и обязанностями гражданина Союза ССР. Кодекс заложил основополагающий принцип перестройки всей деятельности мест заключения путем всемерного развития самодеятельности самих заключенных, который впоследствии не был реализован.

Весьма важным направлением социальной работы являлась социальная реадаптации лиц, отбывших наказание, после их освобождения из мест лишения свободы. Первые шаги в этом направлении были предприняты в январе 1922 года, когда коллегией НКЮ было утверждено Положение о Комитете помощи освобожденным из мест заключения. Комитеты были призваны оказывать помощь тем освобожденным, которые пожелают получить ее и будут признаны им как нуждающиеся в этой помощи. Таким образом, были определены приоритетные категории осужденных, требующих проведения с ними обязательной социальной работы. Во многих губерниях и областях комитеты помощи стали создавать производственные предприятия для частичного решения вопросов, возникших в связи с массовой безработицей в стране.

Исправительные учреждения 1933 года закрепил многие оправдавшие себя на практике формы и методы работы с осужденными и ввел ряд новелл, реализация которых создавала определенные перспективы для совершенствования основ социальной работы в современном ее понимании, которые, к сожалению, во многом не были реализованы. Важным направлением работы, обеспечивающим сохранение полезных связей осужденных, явилось закрепление кодексом права на регулярные свидания.

Для стимулирования становления заключенных на путь исправления предусматривалось использование поощрительных мер: объявление благодарности с занесением в личное дело, выдача премиального вознаграждения, улучшение жилищных и бытовых условий, предоставление свободного передвижения в пределах территории лагеря и другое.

Необходимо подчеркнуть, что в связи с ликвидацией в стране безработицы ставилась задача организовывать труд осужденных так, чтобы они имели возможность с самого начала отбывания наказания приобрести квалификацию или повысить имеющуюся, что имело большое ресоциализирующее значение. Исходя из этого остро ставился вопрос о расширении профессионально-технического образования как средства социальной реабилитации, организации обучения осужденных тем профессиям, которые требуются предприятиям не только исправительных учреждений, но и народного хозяйства. Создавались целевые профессионально-технические курсы и кружки, затем была введена система массово-технического обучения осужденных по правилам подготовки квалифицированной рабочей силы.

Дошедшие до нас документы и свидетельства очевидцев позволяют сделать вывод о том, что тяжелые физические работы, неустроенность быта изматывали заключенных, подрывали их здоровье, вызывали среди них рост инвалидов, приводили к преждевременной смерти. Нельзя не отметить, что в лагерях принимались определенные меры по восстановлению здоровья заключенных, созданию для отдельных категорий из них особых условий для отбывания наказания. В частности, создавались инвалидные и санитарные городки. Инвалидные городки преследовали цель организации лечения инвалидов, использования их на подсобных работах, изоляции от здоровой массы заключенных я специальных пунктах, организация труда, в которых учитывала степень потери трудоспособности заключенных-инвалидов.

Санитарные городки создавались для восстановления здоровья заключенных, которые по каким-либо причинам временно утратили трудоспособность и нуждались в отдыхе свыше пятнадцати дней. Например, к началу летних работ 1935 года через сангородки и команды временно нетрудоспособных в Дмитлаге НКВД СССР прошло около 65 тыс. заключенных. В период Великой отечественной войны производственно-хозяйственная деятельность ГУЛАГа была полностью подчинена интересам обороны. На пенитенциарную систему возлагалось производство сельскохозяйственной продукции и других продуктов питания для нужд фронта и тыла, а также обеспечение 640 предприятий и строительных объектов рабочей силой из числа заключенных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Подобные статьи:

Медийные тексты как источник социальной напряженности региона
Функцию организаторов социальной коммуникации в "воображаемом сообществе" выполняют региональные СМИ, медиатексты которых должны создавать единое смысловое пространство, влияя на качественные характеристики социальных связей. Од ...

Формы эскалации конфликта
Исследователи выделяют две формы эскалации: интенсификацию, усиление агрессивности поведения сторон. Интенсификация характеризуется учащенностью обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвин ...

Приложения
Гид-интервью Здравствуйте! Мы проводим исследование на тему «Игрушки Советского общества. Их история и значение». Мы просим Вас ответить на следующие вопросы. 1) Расскажите, откуда брались игрушки в Вашей семье? 2) Передаются ли игрушк ...