Положение жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные формы. Поэтому типичным вопросом для белорусов, особенно в экстремальных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, терпеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить.
У белорусского народа хорошо развиты инстинкты самовыживания и самосохранения. Белорусы являются интровертными личностями. По сравнению с русскими, они более индивидуалистичны, у них менее развиты товарищеские чувства. Белорусы более склонны к самостоятельной жизни, не очень разговорчивы, не любят обсуждать свои проблемы публично. Иногда белорусы кажутся очень хмурыми, однако это не является внутренней чертой их I характера, а лишь свидетельствует о том, что они не любят показывать свои чувства, проявляя сдержанность, сосредоточенность. Характерны для белоруса и такие особенности, как консерватизм, нежелание ломать или преобразовывать социокультурную среду, отсутствие склонности к коренным переменам. Отсюда такая ностальгия по прошлому, нежелание изменять мир, который уже обжит и устроен. Мужественность, решительность, несгибаемость проявляют они в экстремальны» ситуациях (войны). Именно тогда у белорусов выявляются лучшие качества: любовь к своему Отечеству, малой родине, смелость, выносливость.
Что сегодня для белоруса его Беларусь, Родина? Это прежде всего те люди, с которыми человек проживает свою жизнь, с которыми живет постоянно. Это — сама жизнь. С.Алексиевич пишет, что "Родина для всех — жизнь". Специфической чертой характера белорусского народа является толерантность, т.е. неприятие шовинизма, национализма, терпимость в отношении того, что отличается от традиционных представлений о мире. Толерантность несовместима с национализмом. Может быть, поэтому сегодня все чаше говорят о том, что в педагогической практике необходимо опираться на понятие "Родина" ("Бацькаушчына"). Именно это понятие тесно связано с понятием "народ Беларуси".
Перечисленные особенности характера белоруса проявляются в той среде, в которой он проживает. Безусловно, в каждом регионе Беларуси выявляются те или иные особенности белорусской ментальности. И сегодня, когда в рамках реформирования общеобразовательной школы разрабатываются вопросы деления республики на учебно-воспитательные регионы (Н.К.Котович, НИО) и формируется содержательный компонент их функционирования, определенным образом должны использоваться национально-культурные и национально-психологические особенности тон среды, где развивается, формируется личность.
Социальному педагогу необходимо учитывать все компоненты процесса социализации и этнизации личности, которые не могут рассматриваться вне национальной культуры, потому что именно личность определенной культуры и есть объект его внимания. Поэтому нужно не только изучать основы этнопсихопедагогики белорусов и других этносов, но и понимать мир культуры личности, живущей в реальной ситуации[4, 152-159]
Подобные статьи:
Социальная аномия и самоубийства
Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Соц. аномия
– это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жи ...
Предоставление самостоятельности и творчества в
работе социального педагога как условие развития профессионализма
Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как прави ...
Концепция управления впечатлениями
С точки зрения Эрвина Гоффмана, человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь – это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их – означает умение управлять другими людьми. Такой контроль осущес ...
|