
Социальное неравенство и социальная иерархия позиций описываются разными моделями стратификации. Но в любом случае социальную стратификацию связывают с взаимодействием социальной дифференциации и социальной оценки. Люди (и группы) при этом ранжируются выше и ниже в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают выполняемые ими виды деятельности. Поэтому при рассмотрении проблемы социального неравенства часто исходят из теории социально-экономического разделения труда, которое выражается в распределении последнего на организаторский и исполнительский, умственный и физический, сложный и простой, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Закрепленность различных групп людей за соответствующими родами деятельности есть основа социального неравенства. Именно социально-экономическая разделенность труда есть не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.
В научной литературе длительное время сосуществуют две традиции, по одной из них основными элементами общественного строения признаются классы. Эта линия обычно связывается с марксизмом. Сторонники классовой теории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественной жизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественные институты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциацией между людьми. При этом внимание исследователей направлено не на род занятий индивидов, а на различия в их профессиональных позициях, не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. В рамках же второй традиции понятие «социальная структура» раскрывает внутреннее строение и все многообразие связей в обществе. Так же часть общественных отношений, которая связана с иерархически организованным взаимодействием групп людей, охватывается понятием «стратификация».
Проблема разграничения теорий стратификации и классовой структуры интерпретирована И. Краусом. «Стратификация и классовое деление, - пишет он, - разные структуры отношений. Стратификация – понятие описательное, подразумевающее некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь подходящего критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения … Классы … являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей … классы формируются, когда совокупность индивидов определяет свои интересы как сходные с интересами других из той же совокупности и как отличающиеся и противостоящие интересам другой совокупности лиц…». И.Краус подчеркивает важную роль в процессе формирования класса собственной идеологии и создания классовой организации. И. Краус иначе, чем К. Маркс, представляет себе объективные факторы, обусловливающие существование классов. В марксистской теории это прежде всего место в исторически определенной системе общественного производства, у И. Крауса – отношение к каким-либо социальным благам; поэтому любая страта, выделенная по произвольно выбранному признаку, является потенциальным классом, а любая осознавшая общность своих интересов и организационно оформившаяся страта превращается в действительный класс.
Нам представляется, что для понимания разницы между классовым и стратификационным подходами целесообразно обратится с начала к теории К. Марска. В его учении ведущее место отводится социально-классовой структуре общества, которая представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадающих в долговую кабалу.
Подобные статьи:
Новые жизненные пространства пожилых граждан. Учебно-образовательный
центр – новое жизненное пространство пожилых граждан
Выход на пенсию для большинства граждан России связан с утратой привычного статуса, неконкурентоспособностью на рынке труда, неустойчивым материальным положением. Всё это, как правило, происходит на фоне ухудшающегося здоровья.
Однако эт ...
Мораль. Понятие и сущность морали
Мораль
(от лат. moralitas - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores - нравы, обычаи, мода, поведение) - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности ...
Подростки
как объект исследования
Юность завершает активный период социализации. Подростков еще называют тинэйджерами(teen- в английском это суффикс числительных от13 до 19. Age – возраст. Значит, в буквальном смысле teenager в переводе с английского – человек 13-19 лет). ...
|