Откуда берутся стереотипы?
Страница 2

Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя­ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль­туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра­зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере­даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи­во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса­ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто­душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер­байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи­вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.

В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима­ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси­рованными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен­ность:

• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива­ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования соб­ственного мнения или установки.

• Большое значение имеет статус источника информации. Со­вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен­ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор­мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит­ся в их сознании.

• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон­чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав­торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче­зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со­бой его поведение. Все представляется правильным и спра­ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав­торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни­кации сравнимо с массовым гипнозом.

Страницы: 1 2 


Подобные статьи:

Историческое развитие феминологии. Начальный период развития феминологии
Внимание к проблемам женщин изначально проявилось в рамках традиционных академических дисциплин – в литературе, истории, философии, социологии, психологии. Для специалиста по психосоциальной работе проследить эволюцию восприятия и пониман ...

Десоциализация и Ресоциализация.
Социализация проходит этапы, совпадающие жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизн ...

Интервьюирование
При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует получе ...