Социологический эксперимент
Страница 2

Контрольная группа

идентична экспериментальной по заданным исследователем параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Эксперимент как метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления при роды и общества, проходит пять стадий:

1. Создаются две группы:

а) Экспериментальная (группа, в которую ученый вмешивается), ее еще называют интервенционной или стимульной;

б) Контрольная группа, в которую никто не вмешивается.

В знаменитых Хоторнских экспериментах 1927—1932 гг. на первой стадии гарвардские социологи в качестве экспериментальной группы выбрали бригаду девушек-операторов из шести человек и поместили ее в специальную комнату, отгороженную от нескольких десятков работниц основного цеха. Последние выступали в роли контрольной группы — над ними никаких экспериментальных изменений не производили.

В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определенных критериев их выбора. В качестве таких критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрены требованиями и условиями эксперимента.

2. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки, которая и обеспечит их эквивалентность. Чем больше по размеру группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, чем в 50, если качества (религиозность, социальное положение, возраст, материальное благополучие, склонности и т.п.) распределяются в населении равномерно. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу на небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых.

3. Предварительно обе группы проходят так называемый претест (pretest), т.е. у них измеряют несколько переменных, например доход, установку на аборт и другие переменные, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.

4. Вводятся независимые переменные, т.е. планируемые изменения.

5. Измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений. Это называется посттестом (posttest).

При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности:

♦ Эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами;

♦ За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение;

♦ Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий;

♦ Субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками;

♦ Неправильно построена теоретическая система переменных перепутаны причины и следствия;

♦ Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования;

♦ Сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, существенных зависимостей в изучаемом объекте;

♦ Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку;

♦ В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящих в изучаемом явлении;

♦ Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя;

♦ Недооценено воздействие на зависимые переменные факто ров, не входящих в независимую переменную;

♦ Связи между зависимой и независимой переменными носят слу чайный характер, неправильно установлена структура переменных;

♦ Независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах;

♦ Допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к неверной эмпирической интерпретации переменных, выбору неадекватных показателей;

♦ Были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп. В ходе эксперимента обнаружилось значительное различие групп, что вызвало сомнение в возможно ста сравнивать эта группы по составу переменных;

♦ Для экспериментальной группы трудно подобрать контрольную;

♦ В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала;

♦ Контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для исследования параметрам;

♦ Не поддается нейтрализации действие побочных факторов, трудно создать экспериментальную ситуацию;

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Общая схема потребностей человека
Потребности: вещественно-энергетические и информационные; первоочередные, отдалённые (по иерархии насущности), рациональные и иррациональные; прямые и компенсаторные. ...

Понятие «теории среднего уровня»
Любое эмпирическое социологическое исследование направлено не на изучение общества в целом, не на установление наиболее общих законов его функционирования, а на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в к ...

Уровень жизни населения Астраханской области. Качество жизни населения Астраханской области
В Астраханской области пока еще не выработано единого подхода не только к методике оценки качества жизни (виду функции качества жизни, составу основных переменных — частных характеристик качества жизни), но и к определению самой категории ...