Контрольная группа
идентична экспериментальной по заданным исследователем параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Эксперимент как метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления при роды и общества, проходит пять стадий:
1. Создаются две группы:
а) Экспериментальная (группа, в которую ученый вмешивается), ее еще называют интервенционной или стимульной;
б) Контрольная группа, в которую никто не вмешивается.
В знаменитых Хоторнских экспериментах 1927—1932 гг. на первой стадии гарвардские социологи в качестве экспериментальной группы выбрали бригаду девушек-операторов из шести человек и поместили ее в специальную комнату, отгороженную от нескольких десятков работниц основного цеха. Последние выступали в роли контрольной группы — над ними никаких экспериментальных изменений не производили.
В эксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбора экспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определенных критериев их выбора. В качестве таких критериев выступают прежде всего характеристики самого объекта, устойчивость или изменение которых предусмотрены требованиями и условиями эксперимента.
2. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки, которая и обеспечит их эквивалентность. Чем больше по размеру группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, чем в 50, если качества (религиозность, социальное положение, возраст, материальное благополучие, склонности и т.п.) распределяются в населении равномерно. Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу на небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых.
3. Предварительно обе группы проходят так называемый претест (pretest), т.е. у них измеряют несколько переменных, например доход, установку на аборт и другие переменные, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.
4. Вводятся независимые переменные, т.е. планируемые изменения.
5. Измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений. Это называется посттестом (posttest).
При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности:
♦ Эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами;
♦ За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение;
♦ Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий;
♦ Субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками;
♦ Неправильно построена теоретическая система переменных перепутаны причины и следствия;
♦ Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования;
♦ Сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, существенных зависимостей в изучаемом объекте;
♦ Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку;
♦ В качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящих в изучаемом явлении;
♦ Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя;
♦ Недооценено воздействие на зависимые переменные факто ров, не входящих в независимую переменную;
♦ Связи между зависимой и независимой переменными носят слу чайный характер, неправильно установлена структура переменных;
♦ Независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах;
♦ Допущены ошибки в предварительном описании объекта, что привело к неверной эмпирической интерпретации переменных, выбору неадекватных показателей;
♦ Были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп. В ходе эксперимента обнаружилось значительное различие групп, что вызвало сомнение в возможно ста сравнивать эта группы по составу переменных;
♦ Для экспериментальной группы трудно подобрать контрольную;
♦ В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала;
♦ Контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для исследования параметрам;
♦ Не поддается нейтрализации действие побочных факторов, трудно создать экспериментальную ситуацию;
Подобные статьи:
Телевизионный экспресс-опрос
Телевизионный экспресс-опрос
– метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает формулирование телеведущим одного наи ...
Национальный состав Астраханского края
Уже со второй половины XVI века в Астраханский край, наряду с русскими, начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торгов ...
Сводка о положении решения данного вопроса к настоящему дню
Выражение „социально-юридическая защита“ имеет в условиях Словакии свою традицию. Эта система в первую очередь направлена на защиту прав, и законом охраняемых потребностей неполно летних детей, которые из - за нарушения или полного отсутс ...
|