Что касается области трудовых ресурсов и занятости в стране, то за период депопуляции удельный вес населения моложе трудоспособного возраста снизился с 24,1 до 17,3% (при норме 20%), удельный вес населения в возрасте старшего трудоспособного вырос с 19,3 до 20,3% (при норме не более 15%). Так, рост удельного веса населения старше трудоспособного возраста увеличивает демографическую нагрузку на группу населения трудоспособного возраста.
Согласно прогнозу Госкомстата России от базы 2000 года, при ожидаемом сокращении общей численности населения, численность населения трудоспособного возраста увеличивается вплоть до 2006 года и составляет 63,6% населения страны. Но с 2006 года неизбежно сокращение численности трудоспособных возрастов. В 2016 году останется всего 80,4 млн. человек трудоспособного возраста (59,9% от всего населения). С 2006 по 2016 гг. сокращение составит огромную величину – 9,7 млн. человек.
Негативные изменения ожидаются в населении моложе и старше трудоспособного возраста. Численность детей будет сокращаться с 27,9 млн. человек в 2001 году до 20,6 млн. человек в 2016 году, а пожилых вырастет с 29,9 млн. до 33,4 млн. за этот период. Это означает сокращение численности населения в целом, особенно его трудоспособной части и рост числа пенсионеров в последующие годы.
При всей важности количественной оценки трудовых ресурсов нельзя упускать из виду качественную сторону трудового потенциала. Наиболее богаты не те страны, где больше всего работников, а те, где высока отдача каждого работника. Как на положительную сторону потенциала российского работника часто указывают на высокий уровень знаний и профессиональной подготовки. В России не наблюдается признаков обесценения высшего образования. В вузы поступают почти 37% от числа окончивших школу и прием в российские вузы неуклонно растет. Таким образом, особенность демографического потенциала России – относительно большое число работников с высшим образованием.
Но в какой мере структура знаний и навыков, сформировавшаяся на протяжении десятилетий индустриализации советского типа, отвечает потребностям сегодняшнего народного хозяйства России? Сегодня значительная часть носителей специальностей и профессий, которые еще недавно считались ценными, не находит применения. Поэтому сам по себе уровень их знаний и квалификации не повышает экономического потенциала страны.
Переходность нынешней российской ситуации проявляется в сосуществовании двух обособленных систем общественной оценки профессионального и интеллектуального потенциала работников. В государственном секторе еще сохраняется прежняя система, несущая отпечаток «уравниловки» и нигилистического отношения к профессиональному и интеллектуальному потенциалу. Но в негосударственном секторе, испытывающем потребность в квалифицированных специалистах и готовом высоко оплачивать их работу, складывается новая система оценок, она повышает престиж знаний и профессиональной компетентности.
В качестве особого демографического фактора, также оказывающего влияние на динамику экономического роста, необходимо отметить плотность населения страны. Известно, Россия – самая крупная по размерам территории страна в мире. Это её плюс и одновременно минус. Ей принадлежит 1/8 часть территории земного шара. Считается, что Россия обладает пятой частью (21%) мировых запасов ресурсов, это больше, чем удельный вес её территории (12.6%) – в этом состоит её плюс. Негативная сторона же касается того, что вплоть до ХХI века большая часть территории страны оставалась мало освоенной и слабо заселенной. Для этого имеются определенные исторические предпосылки.
Подобные статьи:
Социальная стратификация и классовая структура общества
Социальная структура общества есть часть социальной системы, и объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции ( ...
Значение социального обеспечения для различных групп населения.
Экономические преобразования и трансформация структуры собственности привели к заметным изменениям и снижению экономической активности населения. Население достаточно критично оценивает реализацию государством социальной функции. К причин ...
Общество как объект изучения мегасоциологии
Социологические теории разделяются по уровню обобщения на общую теорию, теории среднего уровня и теории микроуровня. Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основн ...
|