Методы гендерных исследований
Страница 1

В предметную область гендерологии активно привлекаются методы гуманитарных и естественных дисциплин, идет выработка новых методов и пересмотр традиционной научной методологии.

Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественно-научных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методов психодиагностики, количественных и качественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее междисциплинарной областью исследований» (Петрова, 2007).

В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии[3].

Различают количественную и качественную исследовательские методологии.

В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представитель определенной группы.

– В результате количественного исследования накапливается массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.

– Философской методологией таких исследований выступает позитивизм – уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками.

В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

– Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте).

– В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу.

– Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании – это обобщении, имеющие характер предположений.

Рис. 2. Количественные и качественные методы сбора данных в гендерных исследованиях

Количественные

 

Качественные

Массовый опрос

(анкетирование, формализованное интервью

Первичные данные

Свободное интервью

Невключенное наблюдение

 

Включенное наблюдение

Анализ статистики госуд. служб

Вторичные данные

Анализ данных, полученных другими учеными

Изучение записей, современных и ист. документов

Анализ личных документов

Анализ газетных публикаций, обзоров

Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).

Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности.

Предмет биографического метода – жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные (personal) истории. Д. Берто называет биографию отчетом о жизни, представленным устно самим человеком.

Case-study. В методологическом аспекте биографический метод иногда может рассматриваться как вариант «исследования случая» (от англ. case study).

Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Современный этап (середина XIX — начало XX века)
Современный этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей, а именно О. Конт и К. Маркс, застали нач ...

Модель корпоративного имиджа А.Н.Чумикова
Рассмотрим модель корпоративного имиджа, предложенную А.Н. Чумиковым [9]. 1. Корпоративная философия как фундамент боль шого дома.Один из важнейших пунктов алгоритма построения имиджа — корпоративная философия, которая включает в себя со ...

Марксистская парадигма и классовый анализ.
Понятие "класс" в самом общем виде используется для обозначения некого множества, состоящего из элементов, каждый из которых обладает, как минимум, одним общим для всех свойством; именно наличие этого общего свойства и позволяе ...