Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер. Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера
Страница 1
Статьи по социологии » Общетеоретические аспекты гендерологии и феминологии » Гендерология и феминология как науки. Понятие гендер. Научные и социальные предпосылки категориального обоснования гендера

Термин «гендер» (gender) происходит от английского слова «род». Гендер представляет собой синтез биологических, социальных и индивидуальных особенностей мужчины и женщины. Следует различать термины гендер (англ. gender) – социокультурный пол; и собственно пол, (англ. sex) – биологический пол индивида, который подтверждается анатомическими особенностями организма.

Необходимость различать биологический и социальный пол впервые была обоснована в книге М. Мид «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» (1935), но сам термин «гендер» вошел в употребление в западной науке в 1970-е гг., в отечественной науке – в 1990-е гг.

Научные предпосылки категориального обоснования гендера. Научное обоснование категории гендер происходило в западной, прежде всего американской науке на стыке таких наук как социология, культурная антропология (этнография), философия, история, филология, лингвистика, культурология и было тесно сопряжено с трансформациями постиндустриального общества.

Научными и философскими предпосылками возникновения гендерологии и феминологии послужили:

1) Вторая волна феминизма (1950–1970-гг.) отразившаяся в работы С. де Бовуар, Б. Фридан, Д. Батлер и др. способствовавшая формированию т.н. «женских исследований» (women`s studies);

2) Основные положения марксизма, обосновавшего социальную природу равенства полов (А. Бебель, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс), неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (Г. Маркузе);

3) Феноменология, экзистенциализм, сфокусировавший идею исследования на телесном опыте, смысле, значении, понимавший философию как «разъяснение человеческого опыта», экзистенции. (А. Камю, М. Мерло-Понти, Э. Сартр и М. Хайдеггер);

4) Постмодернизм, внесший в феминистские тексты ключевой термин «онто-лого-тео-телео-фоно-фалло-центризм», обозначающий иерархический, «мужской», способ организации общества, знания, воспитания, семьи, культуры, языка (Ж. Деррида), поставивший рефлексию человеческой сексуальности на новый уровень (М. Фуко).

Социальные предпосылки категориального обоснования гендера:

· В сфере производственных отношений происходит постепенное и все ускоряющееся нивелирование традиционной системы гендерного разделения труда. Ведущей, динамической силой этого процесса являются женщины, которые быстро осваивают мужские профессии, уравниваются с мужчинами по уровню образования;

· В политической сфере заметно меняются гендерные отношения власти: женщины получают возможность влиять на политику или непосредственно принимать участие в ней;

· Эволюционируют семейно-брачные отношения. Стираются традиционные роли мужчины и женщины в семье. Возникает проблема совмещения социальных ролей, проблемы формирования идентичности детей и взрослых;

· Изменения в структуре гендерных ролей преломляются в нивелировании (стирании различий) социокультурных стереотипов маскулинности и фемининности;

· В постиндустриальном обществе меняется репрезентация мужской и женской сексуальности.

· Характерной чертой современного общества является все более активная деятельность женщин в социальной, экономической, политической и других областях – происходит феминизация современного общества

В 60–70 гг. ХХ века под влиянием женских движений в США и Западной Европе появились женские и гендерные исследования. Исследователи отмечают, что в истории их становления и развития можно выделить несколько этапов.

Первый этап характеризуется тем, что в темы научных изысканий механически включались данные о женщинах. Этот подход – «просто добавить женщину» – не решал основных задач, т. к. ни одна из традиционных научных дисциплин не могла всесторонне осветить особенности социально-психологического статуса женщины в семье и обществе.

Второй этап. С начала 1980-х гг. начался процесс интеграции женских исследований в высшее образование США. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин и предубеждений (гендерных предрассудков), сформировавшихся в социуме и находящих отражение в литературе и образовании. Исследования явно требовали междисциплинарного подхода и одновременно претендовали на статус самостоятельной дисциплины. В то же время междисциплинарный характер женских исследований указывал и на её интеграцию с традиционными отраслями знания – по этой причине появляются такие дисциплины как психология женщин, историческая феминология, женская литература. В этот же период появляется так называемая феминистская педагогика, рекомендующая превращать студенческую аудиторию в интерактивную обучающую среду, интеллектуально и эмоционально вовлекать всех присутствующих.

С середины 80-х гг. ХХ века наметился третий этап в развитии женских исследований за рубежом. Он был связан с настоятельной необходимостью включить в учебные университетские программы опыт меньшинств и при этом учитывать индивидуальные различия студентов. Чернонокожие женщины также потребовали включения в концепцию женственности расовых и классовых различий. Оформляется концепция множественной идентичности женщин.

Страницы: 1 2


Подобные статьи:

Особенности институционализации теневой экономики в России как угроза безопасности страны
Необходимость исследования данной проблемы условиях изменяющегося современного общества. Согласно докладу Совета Национальной безопасности США за 2000 г. на тему«Оценка реальной угрозы, исходящей от международной преступности», глобализац ...

Функции и эффективность конфликта
Со времени выхода в свет основного труда Л. Козера “Функции социального конфликта”, по-видимому, не было описано ни одной новой функции конфликта. Козер насчитал не менее тринадцати функций. Однако все они являются предметом скорее социал ...

Метод опроса в социологическом исследовании
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). · массовый опрос (случайно отобранная группа людей - неспециалистов по теме опроса); · экспертный опрос (респонденты - специал ...