Формы эскалации конфликта
Страница 2

1. В период вызревания и осознания конфликтной ситуации:

• возрастает значимость собственных желаний и аргументов;

• возникает страх потери возможностей совместного решения общей проблемы;

• растет психическая напряженность и тревожность;

• все действия другой стороны воспринимаются как сигналы к эскалации.

2. Начало эскалации сопровождается следующим:

• надежды на успешное разрешение ситуации связываются не с дискуссиями, а действиями;

• взвешенный подход к анализу реальности уступает место упрощенному, в основе которого попытки запугать противника и вынудить его изменить позицию;

• действительные проблема и объективное противоречие уступают пальму первенства личности оппонента.

3. Функционирование психики регрессирует до уровня, приблизительно соответствующего возрасту 6-8 лет:

• отсутствует готовность считаться с мыслями, чувствами, положением и интересами другого человека;

• восприятие мира черно-белое, все, что не «Я» - плохое;

• все противоречащее своему мнению отвергается.

4. Дальнейшее развитие регрессии проявляется в следующем:

• абсолютизация негативной оценки противоположной стороны и позитивной в отношении себя;

• на карту ставятся «священные ценности», нравственные обязательства и убеждения;

• сила и насилие принимают обезличенные формы;

• противоположная сторона однозначно воспринимается как враг и обесценивается до состояния «вещи».

В отношении других людей (внутри своей группы или не связанных с конфликтом) те же субъекты, как правило, ведут себя нормальным и достойным образом. Поэтому далеко не каждый наблюдатель может адекватно оценивать состояния участников конфликта и принимать необходимые меры по его разрешению.

Также следует отметить, что регрессия сознательной сферы психики не является неизбежной и присуща не всем без исключения людям. Опыт конструктивного взаимодействия, нравственные принципы личности и определенные особенности характера в сложных жизненных ситуациях являются «спасательными поясами», позволяющими человеку сохранить себя и достойным образом разрешить проблему.

Исследователи выделяют пороги эскалации,

прохождение которых означает новый виток спирали напряженности и безвозвратную потерю многих возможностей рационального решения проблемы с учетом желаний всех заинтересованных сторон.

В этот период для конфликта характерна следующая последовательность, динамика событий и поведения участников:

1. Несмотря на разногласия, стороны сохраняют способность признавать существование общей проблемы и собственную ответственность за ее решение. Для участников характерно:

• уважение друг к другу;

• способность слышать друг друга;

• обмен мнениями.

Попытки кооперироваться и случайные срывы ведут к нарастанию напряжения и трениям.

2. С развитием конфликта расхождения во мнениях по конкретным вопросам переводятся в обвинения против личности оппонента, который стал противником - носителем причины конфликта. Стороны провоцируют друг друга на занятие оборонительной позиции. Взаимодействие преимущественно происходит в виде споров и ссор -то есть интеллектуального насилия.

3. Последовательно происходит разрастание первоначальной проблемы. От деталей конкретного конфликта участники переходят к сомнительным обобщениям. Возникает атмосфера неуправляемости ситуации, нарушается разумный диалог.

Страницы: 1 2 3 4


Подобные статьи:

Заключение.
Прошедшие десятилетия, крупные перемены на рубеже нового тысячелетия подтвердили истинность и глубину гениальных прозрений Питирима Сорокина. Всё более широкое признание встречает его исходное положение о том, что корень основных перемен ...

Исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей. Описание методов исследовательской базы
В рамках дипломной работы было запланировано исследование, результаты которого должны лечь в основу выдвинутой гипотезы. Исследование было начато два года назад. Это достаточно большой промежуток времени, но он потребовался для того, что ...

Смертная казнь: за и против
История человечества развела многих знаменитых людей по разные стороны этого барьера. Кант, например, считал смертную казнь не просто справедливым, но в ряде случаев и "наилучшим" наказанием, особенно в применении к убийцам и к ...