1. В период вызревания и осознания конфликтной ситуации:
• возрастает значимость собственных желаний и аргументов;
• возникает страх потери возможностей совместного решения общей проблемы;
• растет психическая напряженность и тревожность;
• все действия другой стороны воспринимаются как сигналы к эскалации.
2. Начало эскалации сопровождается следующим:
• надежды на успешное разрешение ситуации связываются не с дискуссиями, а действиями;
• взвешенный подход к анализу реальности уступает место упрощенному, в основе которого попытки запугать противника и вынудить его изменить позицию;
• действительные проблема и объективное противоречие уступают пальму первенства личности оппонента.
3. Функционирование психики регрессирует до уровня, приблизительно соответствующего возрасту 6-8 лет:
• отсутствует готовность считаться с мыслями, чувствами, положением и интересами другого человека;
• восприятие мира черно-белое, все, что не «Я» - плохое;
• все противоречащее своему мнению отвергается.
4. Дальнейшее развитие регрессии проявляется в следующем:
• абсолютизация негативной оценки противоположной стороны и позитивной в отношении себя;
• на карту ставятся «священные ценности», нравственные обязательства и убеждения;
• сила и насилие принимают обезличенные формы;
• противоположная сторона однозначно воспринимается как враг и обесценивается до состояния «вещи».
В отношении других людей (внутри своей группы или не связанных с конфликтом) те же субъекты, как правило, ведут себя нормальным и достойным образом. Поэтому далеко не каждый наблюдатель может адекватно оценивать состояния участников конфликта и принимать необходимые меры по его разрешению.
Также следует отметить, что регрессия сознательной сферы психики не является неизбежной и присуща не всем без исключения людям. Опыт конструктивного взаимодействия, нравственные принципы личности и определенные особенности характера в сложных жизненных ситуациях являются «спасательными поясами», позволяющими человеку сохранить себя и достойным образом разрешить проблему.
Исследователи выделяют пороги эскалации,
прохождение которых означает новый виток спирали напряженности и безвозвратную потерю многих возможностей рационального решения проблемы с учетом желаний всех заинтересованных сторон.
В этот период для конфликта характерна следующая последовательность, динамика событий и поведения участников:
1. Несмотря на разногласия, стороны сохраняют способность признавать существование общей проблемы и собственную ответственность за ее решение. Для участников характерно:
• уважение друг к другу;
• способность слышать друг друга;
• обмен мнениями.
Попытки кооперироваться и случайные срывы ведут к нарастанию напряжения и трениям.
2. С развитием конфликта расхождения во мнениях по конкретным вопросам переводятся в обвинения против личности оппонента, который стал противником - носителем причины конфликта. Стороны провоцируют друг друга на занятие оборонительной позиции. Взаимодействие преимущественно происходит в виде споров и ссор -то есть интеллектуального насилия.
3. Последовательно происходит разрастание первоначальной проблемы. От деталей конкретного конфликта участники переходят к сомнительным обобщениям. Возникает атмосфера неуправляемости ситуации, нарушается разумный диалог.
Подобные статьи:
Структура профессиональной культуры социального
педагога. Личный
социально-педагогический опыт социального педагога как внутренняя составляющая
педагогической культуры
Рассмотрим содержание основных структурных компонентов, составляющих педагогическую культуру специалиста социальной сферы.
Прежде всего -- это сам специалист как личность, как носитель реальной педагогической культуры. При оценке педа ...
Формы эскалации конфликта
Исследователи выделяют две формы эскалации: интенсификацию, усиление агрессивности поведения сторон.
Интенсификация характеризуется учащенностью обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвин ...
Социализация – ее необходимость и свойства.
Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация.
Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе ко ...
|