Теория социальной эволюции Спенсера
Статьи по социологии » Социальная революция Спенсера » Теория социальной эволюции Спенсера

Общество индустриального типа основывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении. Оно характеризуется во всем той же индивидуальной свободой, которую подразумевает любая коммерческая сделка. Сотрудничество, за счет которого существует многообразная активность общества, становится добровольным сотрудничеством.

И поскольку развитая стабильная система, склоняющаяся к социальному организму индустриального типа, создает себе, как и развитая стабильная система животного, регулирующий аппарат рассеянного и нецентрализованного вида, она стремится также децентрализовать первичный регулирующий аппарат за счет привлечения от различных классов их оспариваемой власти".

Спенсер подчеркивал, что степень сложности общества не зависит от воинственно-индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть "индустриальными", по Спенсеру (не в сегодняшнем понимании "индустриального общества"), а современные сложные общества могут быть военными.

Определяющим общества как воинственное или индустриальное является не уровень сложности, а, скорее, наличие или отсутствие конфликта с окружением. Если классификация общества па возрастанию сложности развития придала системе Спенсера вполне оптимистическое изображение, та воинственно-индустриальная классификация привела его к менее радостным взглядам на будущее человечества.

Спенсер ни в коей мере не был, как он часто отмечал, неизменным последователем идеи непрерывного однолинейного прогресса. Эта становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем его общую схему эволюции.

Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости. "Как между детствам и зрелостью нет коротких путей, дающих возможность избежать утомительного процесса роста и развития па средствам незаметного приращения, так же нет другого пути от низших форм социальной жизни к высшим, кроме как минуя небольшие последовательные изменения. Этот процесс нельзя сократить и его следует пройти с должным терпением".

Спенсер, особенно в ранних своих работах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянно присутствующим. "Изменение от однородности к разнородности проявляется в прогрессе цивилизации в целом, а также в прогрессе каждый нации; она до сих пар продолжается с возрастающей скоростью". Но в своих зрелых произведениях Спенсер возможна, под влиянием разочарований в связи коллективистским" курсам, который приняло английское общества к концу XIX, в., признает, что хотя эволюция человечества в целом остается уверенной, определенные общества могут не только прогрессировать, на и отступать вспять.

Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества па предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественные, природное окружение.

Спенсер, подчеркивая отличие своей концепции от концепций сторонников теорий однолинейных этапов, таких, как, например, Конт, писал: "Таким образом, среди других ошибочных концепции возникает еще одна серьезная ошибка, что различные формы общества, представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным, как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, что социальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единого ряда, а, классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам".

Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность


Подобные статьи:

Особенности социальной поддержки сельского населения
Внимание правительств, международных неправительственных, коммерческих организаций, научного мира к «крестьянскому вопросу»[[1]]диктуется грамотной значимостью крестьянства в современном мире, его вкладом в экономику, культуру, духовную ж ...

Личность в системе социальных статусов и ролей
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. В этой теории социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Статус – это определенное положение че ...

Молодежь и образование
На данный момент существует серьезная опасность, что молодые люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных ры ...