Итогом выше сказанного является положение социальной работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297].
Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает, что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе - благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, - как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.
Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева, который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы организации социальной защиты с формами финансирования.
Таблица 2
Модели |
Период |
Форма организации |
Форма финансирования |
Общественно-христианская |
до XI века |
Помощь и взаимопомощь |
Предоставление помощи в натуральной форме (пища, одежда, кров, уход и др.).
Взаимопомощь в форме бесплатного труда (строительства жилья, сельскохозяйственные работы и др.).
Общественная солидарность. |
XI-XIII |
Княжеская и монастырская поддержка.
(социальная помощь) |
Предоставление крова и пищи, уход за немощными.
Открытие богаделен при религиозных учреждениях.
Благотворительность.
Зарождение системы сбора и распределения ресурсов на социальную защиту. |
XIII – 70-90-е гг.
XVIII |
Государственно-муниципальные формы призрения с юридическим оформлением благотворительности.
(социальная помощь) |
Зарождение основ государственного управления финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих.
Расширение благотворительной базы. |
70-90-е гг. XVIII – XIX век |
До реформ 60-70 гг. XIX века закладывались основы государственного и общественного призрения.
(социальная помощь) |
Государственное управление стимулированием общественной деятельности перерастает в необходимость государственного участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование благотворительности через общественные организации. |
XX век до 1917 г. |
Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления.
Пенсионное обеспечение государственных служащих.
Социальное страхование рабочих. |
Государственное финансирование социальной помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих.
Основа государственного финансирования – налоги.
Страховая деятельность.
Общественные благотворительные организации.
Личная благотворительность. |
Биполярная |
1917-1941 |
Для промышленного сектора:
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование. |
Государственное финансирование за счет перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы.
Социальный налог.
Снижение роли благотворительных организаций в финансирования социальной помощи. |
Для сельского хозяйства:
Помощь и взаимопомощь. |
Частное финансирование.
Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли возможности крестьянства в оказании помощи.
С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на 100% финансировались за счет доходов крестьянства. |
Административная |
1945-1964 |
Становление принципов административной модели управления социальной защитой.
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование. |
Одна и единая основа финансирования – социальный налог.
С 1956 г. социальные трансферты из бюджета СССР в социальную сферу.
С 1964 г. включение крестьянства в сферу государственного социального обеспечения. |
1964-1991 |
Развитие административной системы управления социальной защитой.
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование. |
Одна и единая основа финансирования – социальный налог. |
1991 – н/в |
Современный этап развития административной модели.
Социальная помощь.
Пенсионное обеспечение.
Социальное страхование.
Социальная работа. |
Основа финансирования – социальный налог и перераспределение средств через Фонд Социальной Защиты.
Зарождение негосударственного пенсионного обеспечения.
Возрождение страховых принципов (социальное страхование).
Возрождение благотворительности.
Гуманитарная помощь. |
Подобные статьи:
Социальная мобильность, понятие маргинальности личности, социальных общностей и групп
Социальные изменения характеризуются в первую очередь социальными процессами (от лат. processus - прохождение, продвижение) - последовательными сменами состояний общества или его различных систем. Процесс выступает как движение во времени ...
Типы теорий и моделей социальной работы. Связь между теориями и моделями социальной работы
Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.
Каждая модель содержит нек ...
Практическая часть
В коммерческом банке (где я проходил практику), как и в любой другой организации, существуют различные конфликты. И это отнюдь не всегда является отрицательным показателем какой бы то ни было деятельности этой организации. Из некоторых ко ...
|