Становление и развитие системы общественного призрения в Англии, Франции и Германии
Страница 1
Статьи по социологии » История социальной работы » Становление и развитие системы общественного призрения в Англии, Франции и Германии

Каждая из этих стран имела свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного призрения. Проблема нищеты всегда волновала общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с ней, который существует, и по сей день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось вдали от благотворительности. «Государи как частные лица, как христиане, давали богатую милостыню, держали в своем придворном штате особое почетное лицо для производства милостыни (le grand aumonier), но благотворение не было предметом их заботы как правителей государства» [3,c.111].

С XIV в. государство ведет политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.

Неразборчиво подававшаяся милостыня, помогая нужде, вместе с тем и питала нищенство, развивала его в особый помысел и поддерживала бродяжничество. Бродяжничество в свою очередь порождало опасные скопления, превращалось в разбойничество. В особенности усвоила этот взгляд правительственная власть в слагавшихся тогда из средневекового дробления государствах [[3],с.111]. В 1350 году французским королем Иоанном был издан указ против нищих и тунеядцев, в котором оговаривалось, что « здоровые между ними люди, мужчины и женщины должны были быть заключаемые в тюрьму на 4 дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны» [3,c.111].

Через десять лет подобный закон издается в Англии. Германия не отставала от своих соседей в решении проблем нищенства, и с конца XIV в почти каждый год был отмечен его воспрещением в каком-нибудь из ее имперских городов.

Последующие три века для западных стран характерны еще большим ужесточением, существующих законов.

Однако такая политика не давала ожидаемого результата, и правительства постепенно переходят на иной путь. Первыми шаги были предприняты вольными, т.е. самостоятельными городами, т.к. они имели средства и ограниченное пространство, внутри которого легче было бы провести цельную организацию благотворительности.

«Во Франкфурте на Майне, лежавшем на большом торговом пути из Южной германии в Северную, уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных. В XVI в. один город за другим, по примеру Аугсбурга (1522 г.),- Нюрнберг (1522 г.), Страсбург и Бреславль (1523 г.), Регенсбург, Магдебург (1524 г.) – организуют у себя призрение бедных» [3,c.112].

Вслед за этим в Англии, Франции и Германии провозглашается основной принцип борьбы с нищенством и избирается путь систематической помощи нуждающимся.

Так в 1530 г. германским имперским сеймом был обнародован устав, обязывающий местные власти «наблюдать, чтобы каждый год и каждая община сами кормили и «содержали своих бедных»».

В 1531 г. Карлом V был оглашен такой же указ, который распространился на земли в Нидерландах.

А в1536 г. король Франциск I издал «Ордонанс», в силу которого немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести им списки, для раздачи им на дому «сообразной (raisonnable) милостыни» [3,c.112]. В королевском приказе прозвучала необходимость введения так называемых кружков в каждом приходе, а церковные люди каждое воскресение были обязаны приглашать к пожертвованиям всех прихожан. Через 30 лет ситуация изменилась – принцип призрения приобретает несколько иную окраску. Карл IX ордонансом, изданным в Мулене в 1566 г., перенес обязательства кормить бедных на общины, которые состояли из жителей города, местечка или деревни, в свою очередь нищим запрещалось просить милостыню вне общины и бродяжничество. Жители обязаны были способствовать содержанию этих бедных по своему состоянию и под наблюдением мэров, советников и приходских старост; а бедные обязывались брать от названных лиц свидетельства на случай болезни и отправляться в богадельни (Hostels-Dieu) и госпиталя.

Страницы: 1 2 3


Подобные статьи:

Ужесточение законодательства
'Законы изменить в жесткую сторону'; 'жестче законы принять'; 'закон жестокий нужен немедленно'; 'построже законодательство'; 'закон должен быть жестче'. ...

Сводка о положении решения данного вопроса к настоящему дню
Выражение „социально-юридическая защита“ имеет в условиях Словакии свою традицию. Эта система в первую очередь направлена на защиту прав, и законом охраняемых потребностей неполно летних детей, которые из - за нарушения или полного отсутс ...

Сокращение средней величины семьи
За последние три десятилетия средняя величина семьи составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Что обусловлено ростом числа малодетных семей, приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак, ...